Татьяна Геннадьевна Серегина
Практическая консультация для воспитателей групп детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Театр скороговорок.»
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление проблемы: недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности.
Цель: развивать коммуникативные способности детей, дикцию, воспитывать уважение к великому культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.
2. Развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с педагогами.
Публикация «Практическая консультация для воспитателей групп детей старшего дошкольного возраста, Тема: „Театр скороговорок,“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Скороговорки
- Старшая группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Участники консультации: дети старших и подготовительных групп, воспитатели.
Этапы реализации практической консультации:
Для педагогов детского сада:
- памятка «Методика работы со скороговорками»;
- создание картотеки скороговорок.
Для детей:
1. Заучивание скороговорок.
2. Придумывание рассказов по скороговорке.
3. НОД «Путешествие по русской ярмарке».
4. Провести конкурс на логопедических праздниках: «Быстрое чтение скороговорки».
Ожидаемый результат проекта:
- улучшение состояния дикции у детей.
ТЕАТР СКОРОГОВОРОК
Традиционно в работе с детьми дошкольного возраста скороговорки используются как эффективное средство для развития четкой дикции, фонематического слуха (звуковую ткань многих скороговорок составляют акустические звуки, речевого дыхания, качеств речевого голоса (силы, высоты, звучности, выносливости).
Возможности скороговорок значительно шире. В них, конечно, нет таких глубоких мыслей, как в пословицах и поговорках, но всегда есть материал для шутки и забавы.
Поэтому скороговорки можно использовать как средство развития воображения ребенка, умения понять забавную ситуацию и передать ее выразительно и четко, превращая таким образом скороговорку в театрализованную миниатюру, при исполнении которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения.
В работу со скороговоркой можно вносить элементы психогимнастики, что позволяет учить ребенка использовать выразительные движения (мимику и пантомимику, различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возрасту (грусть, радость, удивление, страх и т. д., изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.
Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками:
• Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговаривалочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
• В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
• Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
• Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
• Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают много кратное повторение текста.
Скороговорка особенно эффективна, если ее проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например: «Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Вот как можно обыграть эти скороговорки.
Представь, что я мама-медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.
Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик (объяснить значение, продемонстрировать рисунок). Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец. День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца. Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.
В длинных скороговорках логичнее повторять только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.
Уточка-вертихвосточка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)
Ныряла да выныривала,
Ныряла да выныривала,
Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз,
Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).
Шалила, потому и не вынырнула.
Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой)
Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянув руки перед собой).
Иногда для уточнения мысли можно менять порядок слов в скороговорке:
Аня нынче нянина,
Нина няня Анина.
Нина няня Анина,
Аня нынче нянина.
Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.
Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением,
Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала
Да не выболтала (разочарованно).
Наш Полкан из Байкала лакал,
Полкан лакал (с ускорением,
Лакал. да и не вылакал.
Дети, особенно имеющие речевые нарушения, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность, можно использовать следующие технические приемы:
1. Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикулируя.
2. Проговаривать скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола.
3. Научить ребенка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример:
• Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опять пять опят: х хХ хХ X хХ (х - слабый хлопок, X - сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.
4. Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч на каждый ударный слог.
5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щетке (У елки иголки колки). Руки попеременно менять.
6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговорит скороговорку.
Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит четкой дикции.
У иркутского поэта Ю. Черных есть замечательное стихотворение «Егоркины скороговорки».
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки.
За его скороговорки
Я поставил бы пятерки!
Повторяйте, детвора:
Посреди двора дрова.
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
В перелеске перепел
Перепёлку перепел!
Мышь шуршит у шалаша,
Векше шишку шелуша.
Лилии полили ли
Иль увяли лилии?
Аня нынче нянина,
Нина няня Анина.
Мамами любимы мы
Самыми любимыми!
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке,
За его скороговорки
Мне поставите пятерки!
Скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.