Людмила Мелешко
Консультация «Практическая значимость игрушки как средство всестороннего воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая значимость игрушки, как средство всестороннего воспитания дошкольников
Применение игрушки в практической деятельности педагогов ДОУ в воспитании дошкольников
Публикация «Консультация „Практическая значимость игрушки как средство всестороннего воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.
Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Основа развития маленького ребенка – крепкое здоровье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч и др.) побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, т. е. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность. Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изображающие животных, технику и др. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учиться самостоятельно, мыслить, экспериментировать. Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е. А. Флерина «учит ребенка жить и действовать».
Все мы знаем, что игра – одно из наиболее эффективных средств воспитания. Умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства воспитываются в процессе интересной игровой деятельности. Игра и игрушка – понятия неразделимые. Игрушка – это предмет, специально созданный для детских игр.
Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, учится новым действиям, приобретает определенные умения.
Образовательная задача таких игрушек – проверить, уточнить, расширить знания детей, развить у них память, внимание, сообразительность.
С любой из спортивных игрушек можно провести немало разнообразных динамических игр. Такие игрушки решают задачу физического развития детей, развитие разнообразных двигательных умений и навыков.
Таким образом, будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.
Психолого-педагогические рекомендации по использованию игрушки с целью всестороннего воспитания дошкольников
Игрушка — наиболее распространенное и традиционное культурное средство воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Для ребенка игрушки являются той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться, познавать мир и себя. В настоящее время, когда неотъемлемым атрибутом детства становятся игрушки нового поколения, которые существенно отличаются от традиционных, чрезвычайно важно понимать их влияние на развитие современных детей и оценивать развивающий потенциал конкретных игрушек. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие ребенка. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки.
Игрушки — единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной детской деятельности и задает зону ближайшего развития, т. е. обеспечивает переход от совместной с взрослым деятельности к индивидуальной. Самостоятельную деятельность ребенка с игрушкой принято называть игрой. Кроме того, в психологии выделяется специфический вид детской игровой деятельности — сюжетно-ролевая игра. Таким образом, говоря об игрушках, мы имеем в виду два значения термина игра. В широком смысле игра — это любая деятельность ребенка с игрушкой или игровым материалом, в соответствии с их назначением. В узком смысле игра — создание условного воображаемого пространства с помощью игрушек или без них. Игровая деятельность ребенка рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе.
Привлекательность игрушки связана как с различными характеристиками самой игрушки, так и с общей социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, сложность формы, выразительность образа и пр.). Во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия. Эта возможность для разного типа игрушек определяется разными качествами. Для образных игрушек важно, прежде всего наличие яркого определенного образа — человека или животного. Узнаваемость этого образа вызывает определенное отношение и подсказывает его характер.
Однако наличие ориентиров не должно препятствовать осуществлению инициативных действий ребенка. Игра — это свободная и самостоятельная деятельность. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Она должна допускать широкие возможности вариативных действий. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Чем более определенной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершенные игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребенка к стереотипным манипуляциям. Более простой и менее определенный игровой материал допускает широкий спектр игровых действий. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для развивающей игрушки.
Таким образом, игры и игрушки
• не должны провоцировать ребенка на агрессивные действия,
• вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным,
• провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием,
• вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за пределы интересов детского возраста,
• провоцировать на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Педагогические рекомендации заключаются в том, чтобы соответствовать задачам воспитания детей : воспитывать патриотизм, формировать нравственные и духовные основы поведения, такие черты характера, как выдержка, инициатива, самостоятельность, чувство товарищества и взаимопомощи, вызывать у детей интерес к знаниям, предметам и явлениям окружающего мира, развивать познавательные процессы, содействовать усвоению и закреплению знаний, эстетическому и физическому развитию, приучать к труду, учить понимать и ценить достояния человеческой культуры.
Список литературы
1. Абраменкова В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. -М. : Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006.-640с.
2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221–235 с.
3. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.
4. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. – 82 –85 с.
5. Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М. : Медицина, 1981, 90 – 107 с.
6. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979. – 27–36 с.
7. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. – 20–24 с.
8. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. – М. : Просвещение, 1983. – 146 – 157 с.
9. Дневник воспитателя : развитие детей дошкольного возраста/Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. -М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-144с.
10. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1988. – 50–69 с.
11. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение»1989. – 123с.
12. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М. : Просвещение, 1987. – 6–13 с.
13. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М. : Просвещение, 1980. – 64 с.