Надежда Лазарчик
Практические советы для воспитателей «Как правильно организовать работу с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для ребенка – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учиться любить, радоваться, сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка, здесь он получает первый жизненный опыт. И с этим опытом он и приходит в дошкольное учреждение.
В настоящее время кризис молодых семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка – все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно складывается на развитие детей. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, справедливости, толерантности, патриотизме. Поэтому, нам, педагогам, необходимо проводить с родителями большую работу в целях повышения педагогической компетенции семьи, умение использовать разнообразные вербальные и невербальные способы общения с ребенком.
Публикация «Практические советы для воспитателей „Как правильно организовать работу с родителями“» размещена в разделах
В нашей группе на учебный год был составлен план работы с семьей (план родительских собраний и ежемесячный план по работе с семьей) в соответствии с годовым планом дошкольного учреждения и возрастными особенностями дошкольников. Основные задачи:
- изучение социального статуса семьи воспитанников (сбор и анализ сведений о родителях);
- ознакомление родителей с психологическими и физиологическими особенностями развития детей старшей группы; - повышение правовой и психолого - педагогической культуры родителей;
- создание условий для формирования психологического комфорта между родителями и педагогами;
- сформировать представления о специфике работы с детьми в дошкольном учреждении;
- помочь осознать родителям, что – ребенок – уникальная личность, с уважением относиться к нему и к тому, что он создает; - создание условий для ситуативно – делового, личностно – ориентировочного общения;
- помочь осознать родителям значимость роли семьи в приобщении к традициям, культуре. Методы и формы:
1 блок. Информационно – аналитический:
- анкетирование - опрос;
- наблюдение; - памятки;
- диагностика; - почта родительских идей;
- день открытых дверей.
2 блок. Продуктивное общение:
- беседы; - консультации;
- конверты дружеских советов; - рекомендации;
- родительские собрания; - педагогические гостиные;
- круглый стол; - университет для родителей;
- игротеки; - совместные мероприятия.
3 блок. Контрольно – оценочный:
- диагностика; - выставки; - праздничные мероприятия;
- викторины; - акции; - нетрадиционные развлечения.
Советы по общению с родителями : - понимать и помнить свою позицию в общении с родителями; - владеть способами выражения своих эмоций; - помнить, что у родителей есть права, а у педагогов обязанности; - информация должна быть систематической, периодически обновляться; - информация должна иметь смысловую нагрузку и педагогическую ценность;
- помнить, что родители имеют право проконтролировать выполнение педагогами своих обязанностей.
Работу с родителями проводим в двух формах: письменной и устной. Каждая имеет свои плюсы и минусы. Устная форма позволяет установить контакт (личностно – ориентированное общение, но требует много времени, письменная – требуется установить алгоритм действий, но не нужно удерживать все в памяти.
Преимущество в воспитании дошкольников принадлежит родителям. Мы, педагоги, должны помнить об этом всегда. Мы не имеем права учить и воспитывать родителей, а лишь можем оказать им помощь, в которой главный герой – ребенок. Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и в практической деятельности она играет большую роль. Устные консультации, памятки, рекомендации не дали большого эффекта в повышении родительской компетенции по развитию речи у старших дошкольников. Обратный эффект произвел круглый стол для родителей, когда учитель логопед Кобцева Л. Г. провела игротеку с родителями. Не скрою, не все сразу получилось и у родителей. Но они уже точно имеют представления, как можно играя, научить ребенка логически мыслить и красиво излагать свои мысли. Большой интерес и спор вызвала педагогическая гостиная для родителей с участием педагога – психолога Маленьких Е. Б. «Современные игры дошкольников». Родители с затруднением вспоминали героев современных мультфильмов. Ведь чтобы освободить себя от общения с ребенком, родители предлагают компьютерные игры, телевизор, порой не знают, что смотрят их дети. В народе говорят, что дети – зеркало родителей, часто родительские отношения дети копируют в сюжетно – ролевых играх. Для эксперимента провели блиц – опрос на слова – стимулы, обозначающие родственные связи внутри семьи. Ответы нас удивили. На слово - стимул «мама» мы получили ответы: красивая,она меня любит, она готовит, стирает, гладит, убирает. Что касается слова – стимула «папа» представления оказались другими: он в командировке, он приносит деньги, все время на работе, смотрит телевизор, лежит на диване. Этот опрос высветил проблему детско – родительских отношений и подтолкнуло к проведению совместных мероприятий. Семейный экологический проект «Вода» позволил принять участие родителям в экспериментально – исследовательской деятельности. В настоящее время родители вместе с детьми принимают участие в проекте «Лекарственные растения Кубани». В экологической акции «Птицы Кубани» принимали участие и папы, и дедушки. С какой гордостью дети рассказывали, как они вместе мастерили скворечники. Каждый человек с рождения одарен каким то талантом. Показать свои таланты помогают мастер классы от родителей. Совместные нетрадиционные развлечения помогли увидеть в каждом ребенке талантливого актера, певца, музыканта. Сотворчество родителей и детей вызвали эмоциональный отклик, желание участвовать в конкурсах, выставках. На последнем собрании предлагаем родителям оценить свою работу, заполнить таблицу «Тройная оценка». Это позволяет выявить предложения для дальнейшей работы, и получить оценку проделанной. Традиция нашей группы - концертная программа для родителей с элементами театрализованной деятельности. У родителей есть возможность порадоваться за своих детей.
Если в начале года были поставлены задачи, то в конце должна быть и результативность. Несмотря на то, что группа была доукомплектована детьми из других групп, в общении с родителями сложилась «обратная связь» между родителями и педагогами. Родители открыто могут говорить о проблемах в воспитании своего ребенка в индивидуальных беседах, надеясь получить от нас, педагогов, профессиональную помощь. А нам для этого нужна компетентность педагога: выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение. Нужно так построить процесс общения, чтобы были учтены запросы и пожелания, найти взаимопонимание с каждым родителем, в том числе и с «трудным»
Считаем, что контакт с родителями налажен, они наши помощники, советчики, единомышленники.