Практический семинар для воспитателей «Зимушка-зима»

Ольга Бычкова
Практический семинар для воспитателей «Зимушка-зима»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и расширение их представлений о видах коррекционной работы с детьми.

Задачи:

• Выработка общего понимания задач образовательного процесса, углубление сотрудничества между учителями-логопедами и воспитателями.

• Совершенствование профессионализма педагогов и внедрение в практику работы новых методик, прогрессивных педагогических технологий.

• Повышение мотивации профессиональной деятельности и общекультурного уровня педагогов.

Оборудование: Мольберт, картина «Зимние развлечения», мнемотаблица, игровой куб, звуковые мешочки, картинка «Белый медведь», цветные мелки, бумага для акварели А3, фломастеры.

Ход практического занятия:

1. Логопед:

-А сегодня у зимы новоселье

И она нас пригласила на веселье!

В горницу с поклоном входим,

А на встречу нам сама.

«Здравствуй, зимушка зима!»

Игра «Имена» (Развитие слухового внимания)

Логопед:

- Вы в кружок быстрей вставайте,

- на хлопок имя свое называйте!

Игра «Назови и повтори» (Развитие смысловой памяти).

Логопед: А теперь игра другая, очень легкая, простая. Вспомним слова из песни «Елочка», каждый называет свое слово, повторяя слова предыдущих.

– В лесу

– В лесу родилась

– В лесу родилась елочка

– В лесу родилась елочка, в лесу,

– В лесу родилась елочка, в лесу она

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная зеленая

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была.

- Молодцы!

Игра «Звучащие мешочки» (развитие чувства ритма)

Логопед: Поиграем в игру со звучащими мешочками

Инструкция: «Возьмите мешочек в левую руку. На команду «раз» - перекладываем в правую руку. На «и» - передаем мешочек партнеру.

Выполняем движения со словами:

Вился, вился

Белый рой.

Сел на землю,

Стал горой.

Чтобы четко говорить

Нужно с язычком дружить!

2. «Язык путешественник». Артикуляционная гимнастика и межсистемное взаимодействие. (Развитие артикуляционной моторики с согласованными и несогласованными движениями рук.)

а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик. (Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.)

б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся. (Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.)

в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизнул остатки с верхней губы. Вот так. (Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.)

г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач! (Поднимать язык вверх – вниз (до нижней и верхней губы, параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед – назад. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными.)

д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик – так. (Двигать язык к уголку рта вправо – влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными.)

е) Решил поиграть в стрелочки, вот так. (Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом – на поясе. Это упражнение проводится сначала ведущей рукой, потом не ведущей. На втором этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык – вверх, рука – вниз; язык – влево, рука – вправо и т. д.)

ж) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать цокать, как лошадка, вот так. (Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.)

з) А потом стал играть в «змейку». Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятался. (С силой выкидывать 8 – 10 раз язык вперед, изображая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасывать вперед и выпрямлять их. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными.)

и) Потом опять поиграл немножко в «лошадок» и побежал домой обедать и спать (Цокать, стоя на месте, руки на поясе.)

Вот зима пришла серебристая.

Белым снегом замела поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

3. Работа с картиной (Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; Развитие навыков связной речи. Стимулирование интеллектуальной инициативы речевой активности. Нацеливание на самостоятельное решение игровых задач и межличностное взаимодействие с другими людьми.)

Логопед: Перед вами картина “Зимние развлечения». И я предлагаю вашему вниманию игры, цель которых: развитие словаря и связной речи детей, их мышления и воображения.

Внимательно рассмотрите всех персонажей, их внешний вид и действия, а также другие интересные детали.

Упражнение «Слова-действия». Назовите все слова – действия, которые можно подобрать к изображённому на картине. Работаем по цепочке, и я начинаю: Скользит, кидает, падает, летит, блестит, …

Упражнение «Составь предложение». Надо составить предложение о действии каждого ребёнка (или объекта). По сигналу произносите по одному предложению. Необходимо произносить предложения довольно быстро друг за другом. Победа в игре достанется тому, кто произносит своё предложение последним.

Девочка катится с горы. Мальчик катит снежный ком.

Я предлагаю вам выход из затруднительной ситуации:

- Можно составить предложение о нескольких объектах сразу. Например: Дети гуляют во дворе.

- Надо составлять предложения и о неживых объектах. Например: Лёд блестит.

Игра «Речевые цепочки». Опять работаем «по цепочке». Предложения о самых разных объектах должны быть составлены по одному образцу (или правилу).

А) В предложении должны быть два слова-действия, которые выполняет один и тот же объект. Например: Девочка села не санки и съехала с горы.

Б) В предложении должно быть слово-признак, которое относится к выбранному объекту. Например: Мальчик скатал снежный ком.

В) В называемом предложении должно быть определённое количество слов (1, 2, 3, и более) Игра проводится с кубиком. При проведении игры с детьми за столами можно выкладывать фишки, пуговицы по количеству слов.

Игра «А что у вас?» Ведущий произносит предложение о действии любого объекта на картине. Следующий игрок должен найти объект, который выполняет точно такое же действие: Девочка держит в руках верёвочку.

Спасительные советы: Некоторые действия может выполнять даже неприметный неживой объект: Ёлочка держит на ветвях снежок.

Игра «Потому что, потому». Первый игрок начинает предложение: «Мальчик весело смеётся, потому что …». Второй игрок должен закончить это предложение. Для этого игроку надо внимательно рассмотреть картинку, найти нужного мальчика и определить, почему ему стало весело, закончить предложение.

Мальчик весело смеётся, потому что ему нравится кататься с горки.

Игра «Небылицы» помогает развивать речевое творчество участников. Вдруг появляется новый персонаж. Можно предложить детям пофантазировать, придумать рассказ о новом герое и событиях, связанных с его появлением.

Мальчик катил снежный ком и заметил рядом ещё один комок. Но он был не из снега. Это был румяный Колобок! Колобок поздоровался и сказал, что он никогда не видел зимы. Он попросил ребят рассказать о зиме, о том, что дети делают зимой. Мальчики и девочки рассказали, что зимой много снега. Поэтому ребята любят лепить снеговиков, кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой весело и интересно! Колобок решил поиграть с детьми в снежки.

1, 2, 3, 4, 5

Вышел мишка погулять.

Чтобы мишке не хворать,

Надо шубку согревать.

4. Игра «Превращалочки» (развитие сенсомоторных координаций, межполушарного взаимодействия.)

Логопед: В разгар зимы у белой медведицы в снежной берлоге рождаются крошечные медвежата.

В берлоге морозы и ветра не страшны медвежатам. Когда медвежата подрастают, медведица выводит их из берлоги знакомится с миром.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращалочки». Я – медведица, а вы – медвежата. Мы будем учиться ходить. Встаём на четвереньки и ползём вперёд с одновременным передвижением руки и ноги. При этом руки и ноги располагаются параллельно друг другу. Затем выполняем это упражнение разноимёнными руками и ногами. Это упражнение можно усложнить. Для этого надо скрестить руки и ползти. Сначала мы передвигаем одноимённые руки и ноги, а затем - разноимённые.

5. Учим детей запоминать стихи. (Формирование у детей желания заучивать стихотворения. Сокращение длительности заучивания. Уменьшение количества ошибок при запоминании текстов. Развитие долговременной памяти.)

Логопед: Сегодня, я познакомлю вас с технологией, которая облегчает процесс запоминания стихотворных текстов у детей.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, можно использовать приём мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такую программу? Мнемотехника и является такой программой. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

В процессе заучивания детям предлагается мнемотаблица. Это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветную мнемотаблицу, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка – серая и т. д. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, действий, т. е. можно изобразить все то, что понятно детям.

Например, учим с детьми стихотворение о зиме И. З. Сурикова:

«Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело».

Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запоминать логическую последовательность. Таким образом, с помощью мнемотаблица можно достичь следующих результатов:

* у детей появится желание рассказывать;

* расширится круг знаний об окружающем мире;

* активизируется словарный запас;

* дети преодолеют застенчивость, робость.

Попробуйте сами и вы увидите результат!

Практическая часть:

Воспитатели, разделившись на две подгруппы, рисуют мнемотаблицы по предложенным стихотворениям.

1. Н. Некрасов «Снежок»

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

2. С. Маршак «Круглый год. Январь»

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнца в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

В заключении педагоги демонстрируют полученные таблицы, сопровождая их чтением стихотворений.

На окне, серебряном от инея

За ночь хризантемы расцвели

В верхних стеклах небо ярко – синее

И застреха снеговой пыли. (И. Бунин)

Упражнение «Снежные узоры». (Развитие ритмичности, согласованности действий руки и речи.).

Логопед: Мы попробуем нарисовать сегодня снежные узоры, напоминающие горизонтальные восьмёрки. Совершая это действие, вы должны почувствовать их гармоничность, представить красоту зимнего рисунка. В процессе медленного прорисовывания «вальдорфских форм» попробуем ровно дышать, чётко произносить чистоговорку. В результате прорисовывания вы должны почувствовать согласованность ваших действий.

Ру – ру – ру – позовите детвору.

Ра – ра – ра – начинается игра.

Ры – ры – ры - дружно скатимся с горы.

РА – ра – ра- вот и кончилась игра.

Итог практического семинара: Вот и подошло концу наше занятие. Надеемся, что вы расширили свои знания и получили практические советы. Предлагаем вам написать свои отклики и пожелания Зимушке-зиме и опустить их в символический почтовый ящик.

Литература:

• Семенович А. Введение в нейропсихологию. М., «Генезис», 2007

• «Вальдорфская педагогика» М., «Просвещение», 2007

• Омельченко Л. В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи» журнал «Логопед» № 4 – 2008

• «Русская поэзия детям» М., «Детская литература», 1995

• Семенович А. В. Ланина Т. Н. «Интеграция сенсомоторного репертуара ребёнка – фундамент коррекции общего недоразвития речи» журнал «Практическая психология и логопедия» М. 2004.

Публикации по теме:

Беседа «Ах, ты зимушка-зима, зима снежная пришла» Цель: познакомить детей с зимними забавами. Задачи: Образовательные: расширить знания детей о зимних развлечениях (катание на лыжах, на.

Педагогический проект «Зимушка-зима!» для детей 4–5 летПедагогический проект «Зимушка-зима!» для детей 4–5 лет ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА. Направление Развития ребенка /Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Презентация Зимушка — зима для детей 4–5 лет 1 слайд тема:Здравствуй зимушка - зима! Составила воспитатель: Марьина Оксана Николаевна Детский сад «Тополёк» 2. слайд изображение зимнего.

Проект для детей раннего возраста «Зимушка-зима»Проект для детей раннего возраста «Зимушка-зима» Проект для детей раннего возраста «Зимушка — зима» Автор проекта: воспитатель Иванова Наталья Анатольевна. Продолжительность: зимний период.

Проект для средней группы «К нам пришла Зимушка-зима» Воспитатель: Немерицкая А. А. Тип проекта: творческо-исследовательский Продолжительность: 1 месяц Участники: дети средней группы и родители.

Проект для второй группы раннего возраста «Зимушка-зима» Краткосрочный проект для второй группы раннего возраста: «Зимушка-зима». Тип проекта: познавательно-исследовательский. Вид проекта: краткосрочный,.

Спортивный праздник для старшей группы «Зимушка-зима» Сценарий спортивного праздника для старшей и подготовительной групп «Зимушка- зима» Подготовила воспитатель МАДОУ ДС№11 «Теремок» г. о.

План образовательной деятельности в рамках недели «Зимушка-зима, зима снежная была» Тема недели: «Зимушка-зима, зима снежная была» Цель: -помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, наблюдать.

Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет)Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет) Здравствуйте Уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию экологический проект «Здравствуй.

Здоровьесберегающие технологии семинар для воспитателей Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии» Забота о здоровье ребёнка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Практический семинар для воспитателей «Зимушка-зима»
Опубликовано: 26 сентября 2017 в 00:11
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по аппликации из ватных дисков «Снегири на снежном дереве»
Как-то раз в одну из зимних прогулок воспитанники заметили необычных птиц на ветке и стали внимательно их рассматривать. К нам на участок прилетели...
Конспект по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» «Волшебная сила магнита» Цель: Расширить и уточнить знания...
Лэпбук по теме «Здравствуй зимушка — зима»
Актуальность В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Лэпбук...
Музыкальное занятие-развлечение «День рождения Снеговика»
Цель: развивать интерес у детей к зимним играм. Задачи:  -закреплять умение активно участвовать в играх;  -развивать игровые...
Детский мастер-класс «Подарок для папы» Часть 2
Сокол в облаках летает, над полями он парит. Птица гордая, большая, в высь и в высь она летит. В небо соколы взлетели, выше, выше в небосвод. Это папа...