Папки-передвижки

Практика педагогической образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности

Ольга Шишкунова
Практика педагогической образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности

Практика педагогической образовательной деятельности

с использованием познавательно-исследовательской деятельности

Свою работу начала с подбора и изучения литературы. Мне стало интересно, что знают дети о воде, о таком простом и в тоже время сложном веществе. Я понимала, что раскрыть весь этот вопрос за один день невозможно. Поэтому я решила провести краткосрочный проект посвященный изучению такого природного явления, как вода.

Я поставила цель проекта:

Публикация «Практика педагогической образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

- развитие у детей интереса к познанию и личного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды

-формировать представления о свойствах воды, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т. д.)

Задачи проекта:

- уточнить и расширять знания детей о воде, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т. д.)

- познакомить с круговоротом воды в природе, дать представление об источниках загрязнения воды, его последствиях, мерах предотвращения загрязнения

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать умственные операции сравнения и обобщения; познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию

-развивать умение приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы

-развивать способность к прогнозированию будущих результатов, мотивацию на здоровый образ жизни;

- воспитывать эмоциональное отношение к воде, любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

В процессе работы я хотела увидеть, как продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, образного мышления, творческих способностей; как формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; как развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; как у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; как приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Мы знаем, что для любой детской деятельности нужен мотив, детей необходимо заинтересовать. Для создания мотивации я принесла в группу альбом трафаретов «Морские обитатели». Дети очень заинтересовались им, стали обводить и закрашивать животных. В ходе данной деятельности стали возникать вопросы: Где живут эти животные? Что такое море? А кто живет в пресных водоемах? Мы рассмотрели альбомы: «Река», «Море», «Болото». Выяснили, кто там обитает, какие растут растения. Создали макеты этих экосистем. С помощью пластилинографии изобразили обитателей морей и пресных водоемов.

На прогулке мы наблюдали за дождем. И детям стало интересно: Откуда приходит вода? Придя в группу, мы составили альбом из рисунков «Путешествие капельки», рассмотрели альбом «Вода в природе».

Постепенно к нашей деятельности стали подключаться и родители. С их помощью мы создали мини-музей «Водица-сестрица». Там мы поместили коллекцию ракушек, макеты экосистем, поделки из ракушек и поделки на водную тематику, подобрали художественную литературу на нашу тему.

В свободной деятельности дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры «Путешествие на водоем», «Моряк», в настольно-печатные игры: «Кто, где живет?», «Речка-реченька», «Путешествие капельки», в подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь», «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Удочка».

Постепенно дети стали все чаще спрашивать: Что такое вода? Какая бывает вода? Для чего она нужна? Откуда мы ее берем? Кто, что может загрязнять водоемы? Что необходимо делать для охраны воды? Я предложила детям самим ответить на все вопросы. А для этого мы «превратились» в юных исследователей. [ Смотри приложение]

В процессе всей познавательно-исследовательской деятельности дети узнали, что вода - это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет форму, цвета, запаха и вкуса. Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску. Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон. Вода бывает легче и тяжелее некоторых предметов и веществ. В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет. Вода может быть чистой и грязной: чистая - прозрачная, грязная - мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода превращается в лед, при нагревании – в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Белые облака это большое скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в снег, иней. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать.

В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у детей возникла лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уже тем более не знали, что найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с детьми, я проявляла гибкость, не требуя ясного осознания и формулирования проблемы. Проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

На заключительном этапе дети определили новую проблему: «Изучение и охрана водоемов родного края»

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.

В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, испытывают желание оберегать природу, проявляют чуткость, бережное отношение ко всему окружающему. Проявляют эстетические умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Заключение

Проведя всю работу, я могу сделать вывод, что достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей. Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В ходе проделанной работы, я изучила методическую литературу по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через развитие у них интереса к познанию». Разработала и провела краткосрочный проект с детьми. К работе привлекла и родителей.

Вся эта работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты.

Приложение

Конспект эксперементально-исследовательской деятельности[/b]

«Волшебная вода»

Программные задачи:

-обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды

-развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой, развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов, развивать экологическую культуру

- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Демонстрационный материал:

формочки, два стакана с молоком и с водой, акварельная краска, кисточки, ложки, комочки земли, воронка, вата, салфетки, растительное масло.

Раздаточный материал:

экспериментальные листы, фанерные дощечки, камни, стеклянные бусинки, болт, пластмассовая игрушка, пенопласт, поролон, простой карандаши, емкости с водой.

Предварительная работа:

проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы.

Ход

В. : Сегодня, мы с вами снова в экспериментальной лаборатории. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите для чего нужна вода? И сейчас с помощью опытов мы узнаем побольше о свойствах воды.

1. Давайте возьмем формочки и ведерки и наполним их водой. Форма, которую приняла вода одинаковая?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая, она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.)

2. А какого цвета вода? Возьмем 2 стакана – 1 с водой, а другой с молоком. Возьмем ложку и поставим ее за стакан с водой. Нам ее видно? А теперь поставим ее за стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду видена ложка, а через молоко – нет. Значит вода – прозрачная жидкость

3. Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

4. В стакан с водой положим комочек земли, растительное масло нальем, перемешаем. Что стало с водой? (она стала мутной) Возьмем салфетку в нее положим вату, все это поместим в воронку - фильтр. Воронку с фильтром поместим на второй пустой кувшин. Переливаем мутную воду. Что стало с водой? (чистая)

Вывод: грязную воду надо профильтровать.

5. В солнечный день после дождя мы можем увидеть в небе радугу. Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймаем зеркалом солнечный луч и направляем его на лист белой бумаги. Мы видим спектр, радугу. Какие есть цвета у радуги?

Вывод: вода преломляет солнечный свет.

6. В стакане с водой я растворяю сахар. Какая стала вода? В другой добавляем соль. Какая стала вода?

Вывод: вода безвкусна, но растворенные в ней некоторые вещества, придают воде вкус.

7. Есть ли у воды запах? Добавляем в воду сок лимона.

Вывод: своего запаха у воды нет.

Какие выводы можно сделать из проведенных опытов.

Вода-прозрачная жидкость, она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать.

А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из лаборатории на природу.

(дети переходят в другую половину помещения групповой комнаты, дети попадают сначала в «лето», затем в «зиму»)

Сейчас мы с вами попали в теплое время года - лето. Сейчас тепло, ярко светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но случается с лужами летом? Почему они исчезают? Лужи под воздействием солнца высыхают, т. е. вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем в холодное время года - зиму. Ой, как холодно! А что происходит зимой с водой? Снег - это тоже вода. Лед - это тоже вода. Что случается со снегом и льдом, если принести его в теплое помещение? Можно сделать выводы: вода может быть в трех состояниях- в жидком состоянии, в твердом состоянии (лед, снег, в парообразном состоянии.

А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.

-Для чего нужна вода?

-Где можно встретить воду?

-Где можно нагреть воду?

Мы возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов - узнать, какие предметы в воде плавают, а какие тонут. На экспериментальном листе отметите результаты (проведение опытов).

Цель следующего эксперимента - узнать, что можно растворить в воде, что нет.

(подведение итогов)

Вам понравилось быть учеными и делать опыты? Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практика педагогической образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 11:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД