Практико-ориентированная методическая разработка «На пути к признанию»

Елёна Воробьёва
Практико-ориентированная методическая разработка «На пути к признанию»

О некоторых аспектах работы с одаренными детьми

Наиболее важные понятия,

которыми оперируют профессионалы в данной области

До сих пор в науке и педагогической практике представлены две

противоположные точки зрения на одаренность. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.

По мнению других - одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Корень слова «одаренность» - «дар». Слово это как в русском, так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. При применении слова «одаренность», подчеркивается, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

Бесспорно, что способность к творчеству сама по себе – величайший дар природы. Этим даром природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Около 5 % детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одаренными или талантливыми.

Важный аспект проблемы высвечивается при использовании слов «дети» и одаренность» в ином сочетании – «детская одаренность». Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами не как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность».

Из сформированной концепции по работе с одаренными детьми

Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.

Музыкальная педагогика сделала немало для создания условий, способствующих творческому воспитанию юных дарований.

Комплекс музыкальных способностей формируется лишь в музыкальной деятельности, причем каждая из них связана с определенной стороной. Развиваясь, специальные музыкальные способности, особенно такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, свободное оперирование музыкально-слуховыми представлениями оказывают влияние и на развитие способностей ребенка в целом.

В данном контексте речь идет об использовании для развития индивидуальных способностей детей конкурсных программ, когда соревнуются в остроумии, находчивости и участники, и их болельщики. В доброжелательной атмосфере творческого соревнования раскрепощаются даже очень застенчивые ребята.

Такие программы приживаются в детском учреждении и потому, что их основным элементом является игра, а игра это важный метод и обучения, и воспитания, и общения ребят друг с другом и с взрослыми.

Экскурс в особенности конкурсных программ для детей уместен здесь в связи с утверждением, что свободно проявлять себя могут лишь личности, уверенные в своих способностях. Для этого им надо пережить успех собственной деятельности. Получить свою долю признания, улыбок, аплодисментов. Все, как у взрослых в теле- конкурсах типа КВН, «Поле чудес» Ну, почти, только перенесенных на сцену детского учреждения.

В процессе размышления о разнообразии методов раскрытия индивидуальности у одаренных детей, возникла идея написать сценарий детского мини-спектакля по типу телевизионной программы «Минута славы». Как следствие, возникла авторская разработка «На пути к признанию». (см. приложение № 1)

Методическое обоснование

Разработка составлена таким образом, чтобы создавать оптимистическую жизнеутверждающую атмосферу праздника, позволить отдельным детям самоутвердиться, удовлетворять потребность в новых впечатлениях.

Главной направленностью разработки является содействие раскрытию индивидуальности и повышению самооценки детей с проявлениями одаренности, путем их участия в театрализованном конкурсе.

Основная цель разработки:

позволить отдельным детям самоутвердиться, удовлетворять потребность в новых впечатлениях.

Главные задачи:

-формирование художественного вкуса;

-воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке и слову;

-приобретение навыков артистичности, выразительности речи;

-развитие культуры общения и социальной активности, умения сотрудничать, сопереживать, ценить творчество других

Прикладная задача:

Предоставление возможности участникам конкурсной программы пережить успех собственной деятельности.

В заключение считаю уместным привести известное высказывание Антона Макаренко о том, что ребенок должен жить в ощущении завтрашней радости. Этой радостью для всех воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения должны стать выступления на детских праздниках.

Автор разработки Воробьева Е. В., музыкальный руководитель ГБДОУ

*В разработке использованы высказывания по интересующей теме и отдельные рифмованные тексты, отобранные из разных источников и переработанные в соответствии с авторской задумкой. А также некоторые приемы телевизионной программы «Минута Славы» первого года выпуска.

Приложение № 1

Оригинальный сценарий конкурсной программы

«На пути к признанию»

Участники конкурсной программы:

От средней группы - ТАНЕЦ ПОРОСЯТ-девочки и мальчики

От старшей группы – ТАНЕЦ ПРЯНИЧНЫХ ГНОМИКОВ - мальчики

От старшей группы – ПЕСЕНКА «МИЛЫЙ ЖУК» - девочка

От подготовительной группы - ТАНЕЦ «ХУЛАХУП» - девочки

От подготовительной группы ПЕСНЯ «ХРУСТАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА» -ансамбль девочек

Автор - музыкальный руководитель:

Добрый день, уважаемые гости!

Без песни и без музыки

Нельзя прожить на свете.

Здесь радуются музыке

и взрослые и дети.

Ведущая – воспитатель:

Нотки на заре встают,

Чаю наскоро попьют,

И встречает вся компания

Звонкой песней утро раннее.

Автор-музыкальный руководитель:

Для кого-то лишь 7 нот, для кого-то вся октава.

Час отчаянных грядет, а верней - минута Славы.

Ведущая:

И не стоит обсуждать:

Как нам быть, с кого начать…

Что сейчас ни говори,

Надо начинать с жюри.

(представляет членов Жюри)

Их интриговать не вправе.

Господа! - Минута Славы.

Ведущая:

- Наши первые конкурсанты – посещают среднюю группу. ДОУ № 1 Им 4-5 лет - Участники танцевального коллектива «Поросята» уважительно относятся к старшим. Перед тем, как решиться на участие в шоу, спросили разрешения у воспитателя.

В саду поросята - особый народ:

Задорный, уверенный, бравый.

Ну, кто ж возразит, если группа возьмёт

Минуту заслуженной славы!

-Итак, танец «Поросят» – Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Участница танцевального коллектива:

Нас называют «малыши»

Но мы танцуем от души.

(Исполнение номера)

Ведущая:

-Сейчас время выслушать членов жюри.

-Я вижу у вас в глазах любовь к искусству танца.

1-й член жюри - музыкальный работник:

Прежде чем сказать да, или нет, прошу отгадать загадку:

Черные крючочки

На линейках сидят

На линейках сидят,

Танцевать в такт велят!

Дети хором: НОТКИ!

1-й член жюри:

Спасибо, вы молодцы.

2-й член жюри:

капелька дегтя в бочку с медом. Были погрешности, но глядя на ваши отчаянные лица – да!

Ведущая:

Какой ансамбль, как все оптимистично!

Я лично им поставила б «отлично».

3-й член жюри:

Согласна, будем их в виду иметь,

Но надо и других нам посмотреть.

Ведущая:

Наша Света поет звонче всех.

Потому предсказуем успех.

Приветствуем участницу конкурса от старшей группы с песенкой «Милый жук».

Петь для нее – это радость, забава

Ну и, конечно, минутная слава!

(Исполнение номера)

Ведущая:

Затронуло ли тонкие струны души нашего жюри сольное выступление Светланы?

1-й член жюри:

Есть над чем поразмышлять:

Голос надо развивать,

Станешь лучше петь тогда,

А сейчас отвечу «Да»!

2-й член жюри:

Песню Милого жука

Пропущу наверняка.

3-й член жюри:

Присоединяюсь к коллегам. Да!

Ведущая:

Старшая группа выдвинула на конкурс из своих рядов еще и танцевальный ансамбль мальчиков. Герои их композиции, не только миниатюрны, как и жук из песни Светы, но обладают кулинарными свойствами.

На сцене Минуты славы Танец пряничных гномиков.

(Исполнение номера)

Ведущая:

Уважаемые члены жюри! Вызвало ли выступление мальчиков приятное воспоминание о знакомом с детства аромате медовых пряников!

1-й член жюри:

Полагаю, что в кулинарном конкурсе танцоры могли бы составить конкуренцию. И минута славы заслужена. Да!

2-й член жюри:

Очень симпатичные гномики. Да!

3-й член жюри:

Экспрессия в танце, эмоций накал!

Вкус пряничных гномиков выше похвал. Да!

Ведущая:

Летят, словно птицы, в детсаде деньки,

Весною покинут нас выпускники.

И этот растущий поющий народ

Хрустальная лесенка в жизнь поведет.

Песня «Хрустальная лесенка"

в исполнении вокального ансамбля. Подготовительная группа.

(Исполнение номера)

Ведущая:

Поднимался ли кто - нибудь из членов жюри, когда - нибудь по хрустальной лесенке? Поделитесь ощущениями от выступления ансамбля.

1-й член жюри:

Я желаю расти, тянуться к солнечным лучам этим обаятельным девочкам. Радости им на этом пути!

2-й член жюри- музыкальный работник:

Прежде чем сказать да, или нет, прошу вас отгадать загадку:

Отвечайте мне сейчас:

Самый низкий голос … (БАС)

А высокий без обмана

Называется (СОПРАНО)

Жюри: Правильно. Говорю ДА

3-й член жюри:

Не все лесенки на вашем пути будут хрустальными, Но, как пели в нашей юности, «Песня остается с человеком». Шагайте с песней по жизни. Да!

Ведущая:

Надеюсь, что следующий номер станет событием.

От веселых ритмов никуда не деться,

Ритмы современные – это ритмы детства.

Выступает лауреат конкурса юных артистов Красногвардейского района северной столицы - танцевальный ансамбль «Ритмика».

Танец называется «Халахуп»!

(Исполнение номера)

Ведущая:

Зрители громко аплодируют, а какое мнение членов жюри?

1-й член жюри:

Я бы рекомендовала девочкам обновить репертуар к следующему туру.

2-й член жюри:

Весело, задорно, задушевно. Говорю: Да!

3-й член жюри:

Потрясающе. Да!

Заключительное слово председателя жюри:

…Благодарю город Санкт-Петербург, создающий благоприятные условия для раскрытия детских талантов.

Славный город, детей собравший,

И талантливым домом ставший!

Заслужил он не меньше, право,

И любви, и, конечно, славы!

Слава тебе, Санкт-Петербург!

Публикации по теме:

Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями. Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями Усова В. Б. МБДОУ «ДСКВ № 116» Проблема работы с одаренными детьми сейчас.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Практико-ориентированная методическая разработка «На пути к признанию»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 17:43
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы...
БУКВА Л Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются на букву Л. 1. Рыжая плутовка из русских народных сказок. 2. Принц, который правил...
Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за листопадом»
Цели: учить детей определять осеннее признаки ; Задачи: развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к...
Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...