Наталья Тенигина
Практикум для родителей «Учим детей общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком.
Материалы: карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, маски, атрибуты для игр.
I. Сообщение педагога-психолога.
Публикация «Практикум для родителей „Учим детей общаться“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
«Как понять своего ребёнка? Как научиться быть терпимее к его шалостям?» - многие родители задают эти вопросы педагогу-психологу. В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом – тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений?
В этом мире у него сначала есть только вы – близкие люди: мама и папа. Постепенно в его такой большой, но знакомый и понятный мир начинает входить чужое: чужие дяди и тети, с которыми нужно разговаривать, другие дети, с которыми можно играть и дружить. Чтобы понять этот мир и удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом. Не всегда это получается, и многим знакомы такие ситуации, когда на детской площадке мама пытается буквально оторвать от себя упирающегося малыша, подталкивая его к играющим детям. Или ребенок не может ни с кем подружиться, его не принимают в игру, или постоянно ссорится с детьми. А другой стесняется подойти к взрослому и спросить его о чем-то.
Как показывают наши наблюдения, а также современные исследования, нынешнее поколение детей менее коммуникабельно, чем их сверстники десять лет тому назад. Почему это происходит? Как научить ребёнка общаться со сверстниками и повлиять на развитие коммуникативных умений ребенка? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.
Многие родители сетуют, что их малыши очень поздно начинают говорить, не умеют играть с другими детьми, боятся общаться со взрослыми. Иногда мамы и папы винят в этом всех, но только не себя. Однако, они совершенно не правы. Давайте вспомним, как часто вы проводите вечера с ребенком за рассматриванием иллюстраций или чтением книг? А когда вы последний раз посещали все вместе музей или библиотеку? Некоторые родители и не смогут точно вспомнить, когда активно включались в развитие своего ребенка. В этом-то и состоит проблема. Интернет и работа полностью поглотили современных родителей, которым не до детей. Но такого не должно быть.
Что нужно знать о ребенке, чтобы выработать по отношению к нему правильную стратегию обучения коммуникабельности?
Для того чтобы облегчить вхождение ребенка в новый коллектив или вступление в контакт с окружающими людьми, следует найти ответы на три вопроса.
Во-первых, хочет ли малыш общаться?
Во-вторых, умеет ли он начинать, вести и поддерживать диалог?
И, в-третьих, знает ли он нормы поведения в разных условиях и ситуациях?
Именно от того, хочет ли ребенок общаться, умеет ли и знает, как это нужно делать, зависит его комфортное и эмоционально-положительное состояние в кругу людей.
Для того чтобы помочь малышу в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины.
К ним психологи относят:
неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания;
второй причиной могут стать соматические и наследственные заболевания, психофизиологические нарушения. При выявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у невропатолога, детского психотерапевта и психолога;
на особенности общения влияет темперамент ребенка.
В семье закладываются основы общения. Именно родители должны сформировать у ребенка представление о том, как нужно вести себя с разными людьми. И лучше всего это делать своим собственным примером. Так, общение родителей со знакомыми прохожими, соседями и друзьями, продавцом в магазине, кондуктором в автобусе, воспитателем в детском саду является примером для подражания, становится образцом поведения для ребенка. В то же время основные навыки общения формируются в процессе наблюдения ребенка за мамой и папой. Ели родители умеют договариваться, выслушивают друг друга, правильно задают вопросы и на них отвечают, помогают советом, то и ребенок научится естественному стилю общения. Однако малыш не должен быть только простым наблюдателем. Он имеет право высказывать свои желания и идеи, но только в корректной форме. Если ребенок перебивает родителей, кричит и впадает в истерику, это может привести к вседозволенности, неуважению к взрослым, что, конечно же, является недопустимым. Поэтому нужно с самого раннего детства пресекать такие проявления неуважения со стороны детей.
Учим ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
Умение общаться и быстро адаптироваться в новом коллективе сверстников и среди незнакомых людей зависит не только от качества воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей личности ребенка. Дети бывают лидерами и заводилами, тихонями и пассивными исполнителями. В зависимости от этих индивидуальных личностных качеств малыша и будет зависеть стиль формирования у него коммуникативных умений. Если малыш активно включается в общение с окружающими людьми, не стоит его останавливать и делать замечания. Поверьте, он никому не мешает. Правда, если его поведение не соответствует правилам, следует остаться с ним наедине и объяснить, что он делает не так. Если же ребенок боится идти на контакт, не надо его заставлять, а лучше показать на собственном примере, как нужно общаться.
Детские психологи советуют взрослым:
1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям.
2. Не стоит постоянно беспокоится за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей (в основном придуманных самими родителями).
3. Не старайтесь предупредить любые затруднения, самим сделать все за ребенка, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
4. Создавайте ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт с другими детьми. Например: «Надо узнать, что это за замечательная игрушка с огоньками. Давай спросим мальчика и попросим дать нам ее посмотреть».
5. Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с другими людьми.
6. Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:
пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;
чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;
использование игр с целью повышения коммуникативности детей.
Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм.
II. Практикум для родителей.
«Сегодня речь пойдёт об играх, помогающих детям общаться. Общение как фундаментальное понятие в психологии понимается как взаимодействие между людьми, характеризующее одну из основных потребностей человека – быть включённым в социум, в общество. И если мы имеем в виду, что общение – это диалог, то мы имеем в виду не только его словесную форму, но и то, что человек в обществе равен другим. Принципиальное равенство в общении состоит в том, что участники диалога имеют право высказывать свои мысли, воспринимать информацию, излагаемую собеседником, проявлять к нему внимание и уважение, а так же ожидать ответа.
Мы будем учить детей взаимодействию со сверстниками и взрослыми».
Далее родители делятся на подгруппы, каждой из которых раздаются листочки с правилами игры. Они знакомятся с целью, правилами, ходом игры. Участникам предлагается провести игру с другими взрослыми по желанию.
Игры на развитие у детей умения слушать.
Задачи
развивать вербальную и невербальную коммуникацию;
учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
развивать слуховое восприятие и память; учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;
учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Игры.
• Пум-пум-пум.
• Кто ты?
• Что в сундучке?
Игры, направленные на развитие умения сотрудничать.
Задачи
учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;
развивать контроль над движениями и умение работать по инструкции;
воспитывать доверительное отношение друг к другу;
развивать чувство ответственности за другого человека.
Игры.
• Совушка-сова.
• Зайчики и лиса.
• Травинка.
• Менялки
Игры, направленные на развитие умения перерабатывать информацию.
Задачи.
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно-следственных связей, а также умозаключений;
развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.
Игры.
• Магазин игрушек.
• Пойми меня.
• Через стекло.
Игры, направленные на развитие умения говорить самому.
Задачи.
учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывать личностные особенности слушателя;
научить детей устанавливать «обратную связь» при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.
Игры
• Магазин.
• Опиши друга.
• Библиотека.
Педагог-психолог, завершая встречу говорит: «Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь. Желаем успеха!»
Литература.
1. Дубина Л. А. «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», серия «Психологическая служба», М., 2005г.
2. Панфилова М. А. «Игротерапия общения», серия «В помощь психологу», М., 2005г.
3. Хромова С., «Игровые уроки общения для детей», М, 2007г.