Ушкалова Елена Евгеньевна
Практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей 3-го года жизни через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Цель: передача опыта использования участниками мастер-класса нетрадиционных техник рисования с детьми третьего года жизни для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике нетрадиционных техник рисования с детьми третьего года жизни, для развития мелкой моторики рук.
Публикация «Практикум для воспитателей „Развитие мелкой моторики рук у детей 3-го года жизни через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
3. Развивать творческую активность педагогов.
План:
1. Актуальность.
2. Практическая часть.
3. Рефлексия.
Оборудование: краски гуашь, поролоновые тампоны, листы белой бумаги, пенопласт, зубная щетка, трубочки для коктейлей, ватные помпоны, втулка от туалетной бумаги.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас всех приветствовать. Вашему вниманию предоставляется мастер-класс на тему «Развитие мелкой моторики рук детей третьего года жизни через нетрадиционные техники рисования».
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
Традиционно дети рисуют красками, карандашами, фломастерами. Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. Рисуя нетрадиционными способами, дети увлекаются, удивляются, восхищаются. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь отсутствует слово «Нельзя», можно рисовать как хочешь, чем хочешь, можно придумывать что захочешь. Дети испытывают положительные, незабываемые эмоции. Именно такие техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию самостоятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть ни плохим, ни хорошим. Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима!
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
А теперь давайте на практике рассмотрим некоторые варианты нетрадиционных техник рисования, которые приемлемы для работы с детьми раннего дошкольного возраста.
Перед началом работы мы всегда проводим пальчиковую гимнастику.
(Небольшой видеофрагмент, где воспитанники делают пальчиковую гимнастику с использованием массажных ладошек)
Сейчас я буду представлять вашему вниманию видеофрагменты с рисованием в определенной технике моими воспитанниками и описанием этой техники, а вы попробуете правильно назвать используемую технологию.
Блок 1 «Тактильное рисование» :
А) Рисование пальчиками. Дети смачивают палец в тарелочке с водой, на кончик пальца набирают гуашь и прижимают его к листу бумаги, водят пальцем по бумаге. После работы пальчики вытираются салфеткой, гуашь легко смывается. (дс №3)
Б) «Точечный рисунок пальчиками» Ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать, нанося точки или пятнышки на бумагу. (дс №12)
В) Рисование ладошкой. Дети опускают ладошку в гуашь, и во время рисования на листе бумаги оставляют отпечатки внутренней поверхности ладошки. Могут рисовать и правой и левой руками. (дс №14)
Интересен и безопасен рецепт пальчиковых красок.
Перемешать миксером 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла и воду, до концентрации густой сметаны, затем полученную массу разлить в отдельные баночки, добавить пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант — пасхальные наборы, перемешать до однородной массы.
Блок 2 «Использование дополнительных средств»
А) Рисование поролоновым тампоном или мягкой губкой. Дети держат тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускают в гуашь, разведенную водой. Затем рисуют им линии, закрашивают предмет внутри контура. (дс №3)
Б) Штампирование. Штампы изготавливаются из пенопласта, нарезанных свежих овощей и фруктов, пробок и других подобных материалов. Эта методика позволят изучать с детьми геометрические фигуры. Дети могут изобразить плоды на деревьях, разноцветные листья осенью и много другое. Ребёнок прижимает штамп к штемпельной подушке или обмакивает в емкость с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и штамп. (дс №12)
В) Оттиск смятой бумагой
Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке или емкости с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. (дс №14)
Г) Рисование зубной щеткой. Рисуя зубной щеткой, обмакнув ее, так же как и кисточку, в краску, получается действительно пушистая елка, волны на море, лохматое животное. (дс №3)
Д) Точечный рисунок с помощью ватной палочки
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. (дс №12)
Много работ посвящено проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Ее актуальность обусловлена тем, что совершая какие-либо действия руками, человек приобретает бесценный жизненный опыт. Развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению личностных качеств, физиологических качеств детей. Вначале развиваются тонкие движения пальцев рук, после появляется артикуляция слогов. От степени тренировки движения пальцев совершенствуются речевые реакции. Когда движение пальцев соответствует возрасту – развитие речи будет в пределах нормы.
Предлагаю вам попробовать несколько нетрадиционных техник рисования на практике. Я буду показывать, а вы вместе со мной пробовать рисовать.
А) Рисование помпоном. К помпону крепится прищепка, получается удобный держатель для работы. С помощью данной техники можно создавать декор для росписи плоских деталей поделок (рисовать цветочки) (дс №3)
Б) Рисование с мокрым эффектом. На лист бумаги кладем разведенную водой акварель и дуем на нее из трубочки. Получаем водянистые разводы и красочные ручейки. В младшей группе детям нравится рисовать кляксовых монстриков. Их можно раздувать в разные стороны, а потом, после высыхания, дополнить рисунок. Я предлагаю нарисовать волосы Кате. (дс №14)
В) Рисование втулкой от туалетной бумаги. Трубочке-втулке можно придать разную форму. Край рулона можно нарезать фигурными лепестками – и получаются готовые лепестки для рисования букетов и клумб (дс №12)
3. РЕФЛЕКСИЯ
Нетрадиционные техники рисования способствуют стимулированию интереса к выполнению действий руками, пальцами, ладонью; развивают пластичность движений, четкость. С помощью таких техник в процессе образовательной деятельности и в свободное время воспитатель с детьми экспериментирует с цветом, разнообразием материалов, формой, фантазируют.
Можно сделать выводы о том, что нетрадиционные техники рисования не только стимулируют развитие мелкой моторики, но и способствуют пробуждению интереса к изобразительной деятельности, развивают творчество и способность увидеть привычные материалы и предметы в другом ракурсе.