Приложение МААМ

Практикум для сплочения педагогического коллектива

Стерлингова Светлана
Практикум для сплочения педагогического коллектива
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи: формирование групповой сплоченности;

развитие творческих способностей;

обучение принятию групповых решений.

Время занятия: 60 минут.

Ход:

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Цель: настрой на работу.

Публикация «Практикум для сплочения педагогического коллектива» размещена в разделах

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у Вас на слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов.

Сплочённость – это:

• совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

• атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

• активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников. Сплоченный коллектив добивается многих побед.

Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

2. Упражнение «Монетка»

Цель: снятие напряжения.

Всем участникам раздаются монеты разного года выпуска. Необходимо назвать событие из истории (своей жизни, России, мира, связанное с годом выпуска на его монете.

Обсуждение:

• Что испытывали при выполнении задания?

Мы с вами не просто коллектив, мы – одна команда, заинтересованная в воспитании подрастающего поколения, в партнерском взаимодействии с родителями.

Какие первые образы у вас возникают, если сравнить команду с…

Если команда – это постройка, то она….

Если команда – это цвет, то она….

Если команда – это музыка, то она….

Если команда – это геометрическая фигура, то она….

Если команда – это название фильма, то она….

Если команда – это настроение, то она….

Обсуждение:

• Какие ответы для вас были самыми интересными?

• Какие ответы удивили вас?

3. Упражнение «Эхо»

Цель: учить быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Участники отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание.

4. Упражнение «Я такой же, как ты»

Цель: снятие агрессии.

У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему. Важно, чтобы мяч побывал у каждого из Вас.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

5. Упражнение «Фигуры»

Материалы: веревка.

Цель: умение прислушиваться, чувствовать участников.

Для выполнения упражнения, необходимо взять в руки веревку и построить правильный круг. Закрыть глаза и не размыкая их, построить квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете, что задание выполнено, дайте мне знать. Откройте глаза, как вы считаете, получилось выполнить задание? Сможете ли за более короткое время построить треугольник? Попробуем?

Обсуждение:

• Довольны ли вы работой группы?

• Какие выводы из упражнения можете сделать?

6. Упражнение «Применение предметов» (делятся на 2 команды)

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичку.

Участникам за две минуты необходимо найти как можно больше применений для обувного шнурка и записать их.

Вопросы для обсуждения:

• Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

• Как можно применять ваш предмет?

• О чем заставило задуматься это упражнение?

7. Упражнение «Магнит»

Цель: принадлежность к группе очень изящным способом. Участник на короткое время становится центром внимания других участников.

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент – магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много людей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.

Обсуждение:

• Трудно было выполнять задание?

• Что помогло при его выполнении?

8. Упражнение «Падающая башня» (делятся на 2 команды)

Цель: повышение доверия.

Участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:

• члены команды должны удержать падающего человека;

• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;

• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.

Можно упасть с высоты (например, со стула) или просто откинуться назад. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.

Обсуждение:

• Что испытывали при выполнении задания?

9. «Карета» (делятся на 2 команды)

Участникам необходимо построить «карету» из присутствующих на практикуме людей. Посторонние предметы не могут быть использованы. Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, кто какие «роли» в карете себе выбирает, к кому прислушиваются люди. Каждая выбранная «роль» говорит об определенных качествах человека: двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими); сиденья – это люди не очень активные, спокойные; крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации; кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой. Лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

Если кто-то выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»). Седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные; После того как «карета» готова, все садятся в круг и обсуждают, а затем психолог объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали. Примечание: если один человек руководит группой и распределяет роли, то значения, которые названы выше, не будут отражать качеств данных людей.

10. Упражнение «Хромой ведет слепого» (задания в паре)

Цель: установление доверительного контакта между участниками.

Хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу - газетные обрывки («трясина», стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».

Обсуждение:

• Что с вами происходило?

• Если не получилось, то почему?

11. Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог-психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)

12. Притча «Коробочка»

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?

– Ты просто смотрел с другой стороны, был ответ.

Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к сегодняшней теме?

(чтобы выстроить эффективное взаимодействие с родителями, надо видеть причины трудностей не только в родителях, но и в себе и повышать свою компетентность).

Комментарий психолога.

Все, что окружает нас, - это отображение наших мыслей. Мы смотрим на реальность через фильтр, которым сами и являемся. Мы сами выбираем, в каком свете видеть все, что происходит вокруг нас, - в позитивном или негативном.

Итак, любой коллектив - это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. Несмотря на то, что у каждого из нас разный характер, темперамент, облик, я хочу пожелать нам уважения друг к другу, мыслить в одном направлении, успехов, веры в себя и спокойствия!

Рефлексия

Упражнение «Чему я научилась»

- Я научилась….

- Мне понравилось…

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что….

- Я была разочарована тем, что….

- Самым важным для меня было….

Обсуждение по кругу

Предполагаемый результат практикума

Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время практикума. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).

На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.

Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.

Литература

Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ. : Речь, 2010. – 174 с.

Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе)

Публикации по теме:

Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам»Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам» Сегодня свой пост я посвящаю акции "Креативный маам",в которой пожелали участвовать все педагоги нашего детского сада,ведь работать на международном.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Фотоотчет «Для дружного коллектива ЧС не страшна»Фотоотчет «Для дружного коллектива ЧС не страшна» Много раз убеждалась и убеждаюсь в том, что от сплоченности коллектива многое зависит и многое можно преодолеть. Вчерашний день был тому.

Фестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского садаФестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского сада Фестиваль «Музы и дети»-2016 Программа МАДОУ №4 «Я рисую этот мир» №1 Вступление – 8 человек с красками и кистями И в десять лет, и в.

Фотоотчёт о выступлении художественного коллектива «Театр моды» на сцене сельского ДК.Фотоотчёт о выступлении художественного коллектива «Театр моды» на сцене сельского ДК. Не так часто в наше небольшое, северное село приезжают артисты. Но то, что произошло в канун праздника 8 Марта, жители нашего села не.

Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива»Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов "Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива" Задача каждого педагога создать единый,.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» План подготовки педагогического совета «Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

Сценарий 8 марта для коллектива 2016 год СЦЕНАРИЙ 8 МАРТА. (ПРИ ВХОДЕ В ЗАЛ, ВСЕ БЕРУТ КАРТИНКИ ЦВЕТОВ ИЗ КОРЗИНКИ) Начинается праздничная программа с песни муз. руководителя….

Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Я работаю в детском саду воспитателем и по совместительству психологом. На одном из.

Автор публикации:
Практикум для сплочения педагогического коллектива
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 14:43
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для сплочения педагогического коллектива» (включая файлы) размещена пользователем Стерлингова Светлана (УИ 2282013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД