Папки-передвижки

Практикум по составлению конспекта НОД по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников

Екатерина Шпилёва
Практикум по составлению конспекта НОД по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Практикум

«Составление конспекта НОД по художественно – эстетическому

воспитанию детей дошкольного возраста (изобразительная

деятельность)»

Материал подготовила:

Шпилёва Е. А., старший воспитатель МДОУ –

детского сада № 30 «Родничок»

Цели:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в

изобразительной деятельности.

2. Развивать интерес к различным нетрадиционным способам

Публикация «Практикум по составлению конспекта НОД по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

3. познакомить педагогов с различными техниками рисования.

План:

1. Основы организации по НОД по ИЗО (рисованию).

2. Обсуждение вопросов по организации НОД.

3. Использование нетрадиционной техники рисования.

4. Рефлексия «Полезное, что я узнала…»

ХОД:

1. Основы организации по НОД по ИЗО.

Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в

определенное время согласно режиму жизни детей того или иного возраста.

Подготовка занятия.

Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая

заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из

подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения

воспитателя и подготовленности самого воспитателя.

Это особенно важно, когда для занятий приходится переставлять столы

ближе к свету или при посадке четверых детей за шестиместный стол ставить

дополнительные столы. Поэтому, принимая группу, воспитатель сразу

должен продумать расстановку столов для занятия, испробовать несколько

вариантов и остановиться на лучшем. Целесообразно закрепить за каждым

ребенком постоянное место. Детей маленького роста сажают за передние

столы, а более высоких рассаживают сзади. Исключение делается лишь для

детей с ослабленным зрением - их сажают за передние столы, невзирая на

рост.

Следует определить место для мольберта, на котором проводится

показ, крепится натура и т. д. Свет на него должен падать слева или справа,

чтобы все показываемое было хорошо видно. При расстановке столов в 2

ряда мольберт располагается по оси прохода на расстоянии примерно 2 м от

передних столов. Если же столы двухместные и стоят в 3 ряда, то мольберт

лучше поставить по оси среднего ряда, но на расстоянии не менее 2, 5 м

Подготовка материала.

К подготовке материала относится следующее:

- Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для

рисования красками, карандашами и для аппликации.

При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она

дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать,

что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно

залившему бумагу краской и т. д.

- Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для

данного занятия. Разлив приготовленных красок в чашечки и установка их в

палитры.

- Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды,

наполнение баночек водой.

- Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании

карандашом).

- Подготовка материала. для демонстрации во время

слова более точными и образными, что-либо несущественное вычеркнуть и т.

д.

Организация занятий

В организации занятий большую роль играет четкая

последовательность этапов работы и распределение обязанностей между

воспитателем, няней и детьми.

Организация процесса занятия

Процесс занятия делится на 3 части:

вступительная часть — организационный момент, беседа с детьми -

правильно – подобранная мотивация, привлечение детей к деятельности,

организация коллектива, имеющего одну цель, насколько хорошо

подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия,

создание интереса и эмоционального настроя. Первые слова, с которыми

воспитатель обращается к детям, должны быть эмоциональными,

заинтересовать детей предстоящей работой, создавать живой образ того, что

дети будут рисовать, вырезывать или лепить.

2) содержательная часть - объяснение, показ, руководство процессом

выполнения работы - беседа с детьми, рассматривание, обследование, анализ

изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение

текста.

Затем проводится анализ предмета, который дети будут изображать,

или образца. Воспитатель задает вопросы - дети отвечают. Плохо, когда

воспитатель все объясняет и рассказывает сам, не вызывая детей на ответы,

на разговор и не давая пищи детскому уму. Объяснять самому следует только

то, что ново или трудно для детей; если же можно опереться на предыдущий

опыт детей, то следует обратиться к их памяти и сообразительности, задавая

вопросы, вызывая на высказывания, замечания. В ходе беседы полезно

вызвать 1—2 детей к мольберту и предложить жестом показать то, о чем

говорилось.

В соответствии с возрастными особенностями проводится частичный

показ (старший возраст) или полный (младший возраст). Можно привлечь

детей к показу выполнения уже знакомых элементов.

Конкретные указания о способах выполнения работы, установление

последовательности особенно важны. В этом дети также должны принимать

активное участие — отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее

умения. Воспитатель возбуждает мысль детей, их инициативу в отношении

того, что как можно вылепить, вырезать, наклеить, нарисовать. Он вызывает

отдельных детей к мольберту для показа.

Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с

чего им следует начинать и как действовать. Эти указания дает им

воспитатель. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие

детей в пояснениях и показе приемов выполнения. Можно провести

пальчиковую гимнастику для подготовки руки к деятельности.

Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения

детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а

также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни

другого. У одних детей работа спорится и протекает ровно, у других тотчас

после начала ее возникают затруднения: у них нет уверенности в том, как

следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп работы и

интерес к ней. Таких сомневающихся детей в группе может оказаться

несколько человек. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия

показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо

выполнено. Это общее указание поможет неуверенным детям начать и

продолжать работу в хорошем темпе, одновременно со всей группой.

С учетом утомляемости и активности детей можно использовать

динамическую паузу.

После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в

целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако

спешить с помощью особенно не стоит. Так как желательно. Чтобы дети

приучались самостоятельно разрешать возникшие затруднения. Если же

воспитатель убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с

трудностью, то следует помочь ему, в основном в форме наводящих

вопросов, иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения чего

– либо и только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка.

Время от времени следует отрываться от индивидуальной помощи для

того. Чтобы посмотреть, как протекает работа всей группы. Если намечается

какое – либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям

приостановить работу и послушать дополнительное разъяснение. Если в

процессе работы ребенок хочет спросить о чем – то воспитателя. То он

должен поднять руку подождать, пока воспитатель подойдет к нему.

Перед окончанием работы в соответствии с возрастными

особенностями делается предупреждение о том, что надо заканчивать (

младший возраст, «до окончания осталось пять минут и вы успеете

закончить свою работу» (старший дошкольный возраст) – подготовка детей к

школе (ознакомление с временными рамками выполнения работы)

3) заключительная часть — рефлексия, просмотр и оценка детских

работ.

Сначала проводится эмоциональная мотивация окончания работы (

похвала.) , можно с использованием музыкальной паузы, использованием

стихотворных форм. постепенно переходя на индивидуальный анализ

детских работ.

Вопросы, задаваемые воспитателем при анализе, должны быть

разнообразными. Нельзя все сводить к "правильно " или "неправильно".

При оценке сюжетных и многих предметных рисунков, вначале надо

сделать акцент на образность, характерность персонажей (самый смешной и

веселый Петрушка, замечательная танцующая Матрешка и т. д.) и

выразительность действия (лиса подкрадывается, цыплята ловят жука и т. д.).

В рисунках с натуры – на правильность строения предмета.

Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические

качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение

на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.

После высказывания детей, заключительные слова говорит

воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах

то, что он считает в данный момент важным. И дает возможность детям

самим определить, где в дальнейшем можно будет использовать свои работы

(самостоятельная деятельность).

2. Предложить педагогам обсудить следующие вопросы:

- Сколько видов рисований, и как они называются?

- Чем отличается организационный момент в младшей группе от

подготовительной?

- Какая продолжительность НОД во второй младшей группе?

- Сколько частей НОД, и как они называются?

3. Демонстрация использования нетрадиционных техник

рисования с привлечением воспитателей к совместной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные

сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких

техник является универсальность их использования. Технология их

выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно

поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как

они открывают большие возможности выражения собственных фантазий,

желаний и самовыражению в целом.

1. Рисование штампами.

В качестве одного из способов рисования я предлагаю использовать

пробки от бутылок. Несколько пробок из пробкового дерева можно найти в

каждом доме. Вот эти пробки мы будем использовать в качестве штампов

Суть метода рисования штампами в том, чтоб наносить краску на

поверхность любой формы (штампа, прикладывать штамп красочным слоем

к листу бумаги и придавливать, с целью получить цветной оттиск. Можно

наносить на штамп несколько красок и получать разноцветные изображения.

Так можно получать в любом количестве одинаковые оттиски и создавать

уникальные изображения. Штампы позволяют многократно изображать один

и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая

ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, «платки» «осенние

грядки», пейзажные картинки и др.

Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь,

ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все

ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить

спичку без серы - получается удобная ручка у готовой печатки.

2. Рисование ватными палочками.

Еще один из интересных для ребенка инструментов для рисования

может стать ватная палочка, которая позволяет создавать точечные рисунки,

похожие на древние фрески. Карандашом мы создадим контуры будущего

рисунка. Постарайтесь сделать так, чтобы рисунок получился крупным. Это

может быть контур бабочки или какого-нибудь легко узнаваемого предмета.

Затем мы берем ватную палочку, окунаем ее кончик в краску и точками

обрисовываем контур предмета. Не делайте всю работу сами, а лишь

покажите направление действий. Ребенок сам должен закончить контур

рисунка, а затем перейти к рисованию такой же техникой.

Точечками можно рисовать все, что пожелаете – стрекозу, рыбу,

бабочку, змею, дерево, яблоко и др. Когда ребенок чуть подрастет,

контурную заготовку можно будет не делать. Мелкие предметы он сможет

самостоятельно рисовать без макета. Работу можно усложнить, добавив

блеска с помощью блесток. На сырую краску они ложатся легко, а после

высыхания не осыпаются.

После того, как рисунок палочками будет готов, обязательно обсудите

с малышом получившуюся картинку.

3. Рисование пальчиками и ладошками.

Рисование пальчиками и ладошками очень нравится детям. Данный вид

рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на

умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи.

- Рисование ладошками.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции,

наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному

поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы,

можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку

можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками

глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками

камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с

разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке

осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку

(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает

отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными

разными

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно

изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика

и опушку из травы. Полураскрытый кулачок может напечатать дугу.

Несколько таких отпечатков разного цвета - и готова радуга. Две ладошки с

сомкнутыми между собой большими пальцами и отведенными по диагонали

остальными (прижатыми друг к другу) могут дать отпечаток бабочки, если

дорисовать им длинные усики и точки на крыльях.

- Рисование пальчиками

Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать

узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и

необычно. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь

пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик

набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются

салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Монотипия предметная

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое

и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета

(предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части

предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для

получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая

лист после рисования нескольких украшений.

5. Набрызг

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и

ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает

лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на

бумагу.

6. Отпечатки листьев

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева

красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к

бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

Черешки у листьев можно дорисовать кисть.

Предложить педагогам просмотреть мультимедийную презентацию «

Интегрированное занятие по художественно – эстетическому развитию с

использованием различных техник рисования» - обсуждение

просмотренного.

Предложить педагогам для рассмотрения и использования в соей

деятельности:

- авторские буклеты «Методы и приемы организации самостоятельной

деятельности детей с использованием различных техник рисований».

4. Рефлексия «Полезное, что я узнала…» дать возможность

педагогам оценить свои профессиональные знания и умения.

Использованная литература:

1. Алла Давыдова.

2. https://www.moi-detsad.ru/konsultac780.html

3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском

саду» 2007г.

Публикации по теме:

Пособие по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Веселая гусеница»Пособие по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Веселая гусеница» Авторская методическая разработка для воспитателей по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Веселая гусеница» Цель: совершенствовать.

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию для детей подготовительной группы «Маленькие жители леса» Цель: формировать у детей целостное представление о насекомых средствами музыкальной и изобразительной деятельности. Программное содержание:.

Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому воспитанию в старшей группе Зпрр Пояснительная записка Раздел «Художественно - эстетическое воспитание» в дошкольном учреждении включает ознакомление детей с искусством,.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому воспитанию с детьми старшей группы Программные задачи: • продолжать учить детей рисовать цветы, используя нетрадиционные материалы: штампы, кисти от туши; • закрепить технические.

Конспект НОД в средней группе по художественно эстетическому воспитанию «Ох, и чудо Кубанская посуда» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Звёздочка» по художественно эстетическому воспитанию «Ох, и чудо.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей-дошкольников «Мы — экскурсоводы» Мы – экскурсоводы (о/о Художественно-эстетическое развитие) О. Н. Мартынкова МБДОУ «ЦРР – детский сад № 58» г. Воронеж, воспитатель Воспитатель:.

Конспект по художественно — эстетическому воспитанию на тему: «Люблю берёзку русскую» Программное содержание: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней; уточнять знания детей о взаимосвязи.

Кружок по художественно-эстетическому воспитанию детей средней группы 2017–2018 гг.Кружок по художественно-эстетическому воспитанию детей средней группы 2017–2018 гг. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, нами был организован.

Развивающая среда по художественно-эстетическому воспитанию «Весёлый художник» во 2 младшей группе.Развивающая среда по художественно-эстетическому воспитанию «Весёлый художник» во 2 младшей группе. Здравствуйте уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами предметно-развивающей средой по художественно-эстетическому воспитанию во 2 младшей.

Рекомендации к составлению конспекта НОД по творческому рассказыванию в подготовительной группе Рекомендации к составлению конспекта НОД по творческому рассказыванию в подготовительной группе. 1. Указать вид НОД и тему. Например, придумывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум по составлению конспекта НОД по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 11:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум по составлению конспекта НОД по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шпилёва (УИ 96211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД