юлия загладо
Сценарий «Праздник Иван Купала в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с праздником Иван Купала.
Задачи: расширять представления детей об окружающем мире, развивать познавательные интересы на основе использования фольклорного материала; формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой; способствовать возрождению национального самосознания при празднования Ивана Купала в детском саду.
Ход праздника:
Звучит русская народная музыка.
Публикация «Сценарий „Праздник Иван Купала в ДОУ“» размещена в разделах
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня у нас праздник – Иван Купала. Это русский народный праздник. Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Еще его называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный. Это самый длинный день и самая короткая ночь в году, в этот день солнышко росою умывается и даёт особые силы воде. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.
По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Воспитатель: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»
Воспитатель: Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Да вот и она, стоит и ждет, когда мы ее нарядим. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое.
Березка, радуйся,
Зеленая радуйся.
К тебе детишки идут.
Славные идут.
Завивать венки идут.
Воспитатель просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы.
Игра «Ручеек».
Воспитатель с веточкой березы проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка - становится водящим.
Воспитатель: Сегодня день полон волшебства. В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения.
Угадайте, какие травы я с собой принесла?
(все ответы сопровождаются видеорядом из цветов).
Загадки.
Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (РОМАШКА)
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (РЕПЕЙНИК)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
(ОДУВАНЧИК)
Не огонь – а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой,
вать ее? (КРАПИВА)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(КОЛОКОЛЬЧИК)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный (ВАСИЛЁК)
Воспитатель: Вы детишки не простые, заводные, озорные,
Давайте сорвём цветок, завьём венок.
Игра «Венок»
Дети, держась за руки, идут по кругу, затем воспитатель завивает детей, по спирали к центру круга.
Пойдём, пойдём, девочки,
Завивать веночки!
Завьём веночки,
Завьём зелёные.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодёшенька,
Весь год веселёшенька!
Звучит пение птиц, ведущая находит письмо.
Воспитатель: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т. д. Наконец появляется Кикимора. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.
Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей)
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Воспитатель: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила.
Кикимора:
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Воспитатель: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти, и читает первое задание.
1. В гости к Водяному
Кикимора: Ура! Сейчас вам Водяной задаст!
Воспитатель: Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».
Игра «Водяной»
Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик ребёнку. Он бежит с колокольчиком по кругу.
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
Воспитатель: Чтобы найти волшебный цветок, надо на тот берег реки переправиться. Не просто это сделать. Лодку водяной нам не даст. Нам нужно перебраться подручными средствами.
Игра-эстафета «С кочки на кочку».
Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку-обручи, стараясь перебраться с одного берега на другой. Тот, кто оступился, остается в болоте.
Воспитатель: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!
2. Запустить красного петуха.
Воспитатель спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить, ведущая подводит к правильному ответу.
Воспитатель: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.
Воспитатель: Молодцы. Приступаем к следующему заданию.
3. Посадите бабочек на цветы.
Игра «Бабочки и цветы».
Нужно подобрать по цвету цветы для бабочек.
4. Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Воспитатель: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Воспитатель: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.
Игра «Заря».
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.
К концу игры Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой! (кружится и убегает) Боюсь, боюсь, боюсь! Водяной! Ой-ой-ой!
Воспитатель: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?
(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Воспитатель: Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.
Воспитатель и дети ищут цветок.
Воспитатель поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге.