Получи документы

Праздник русского костюма. Тема: знакомство с русским костюмом.

Виктория Алейникова
Праздник русского костюма. Тема: знакомство с русским костюмом.

Праздник русского костюма.

Тема : знакомство с русским костюмом.

Цель: через песни, игры, пословицы знакомить детей с жизнью русской деревни, с историей костюма. Пробуждать интерес к народной культуре. Воспитывать трудолюбие и уважение к человеку труда.

Задачи:

- обучающая – учить передавать в пении и движениях образ и характер музыкальных произведений, активно включаться в действия, познакомить с особенностями казачьего костюма.

Публикация «Праздник русского костюма, Тема: знакомство с русским костюмом,» размещена в разделах

- воспитательная – способствовать повышению культурного уровня воспитанников, воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, отзывчивости;

- развивающая – развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, память и речь.

Оформление: на стене панно с изображением березки, солнышка, цветы. Декорация: домик с плетнем, лавка, береза. С потолка свисают птички.

Оборудование: русские народные костюмы, картинки с изображением костюмов разных губерний, прялка, рушники, интерактивная доска.

Ход:

(под музыку открывается занавес. Перед домиком на лавке сидит Арина и прядет).

Арина (взрослый) :

Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии. Зовут меня тетушка Арина. Вот не успели оглянуться, как лето пролетело. Вот и осень на дворе. Видите, сижу не просто так, а делом занимаюсь – пряду. Совсем как моя бабушка бывало. Только по одной редко сидели. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях-то и веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед своими подругами свою работу делать плохо, кое-как. (Стук в дверь). Ой, стучат. Я же говорю – не сидели по одной. Ну, входите!

(Под песню «Прялица» входят взрослая Мария и девочки).

Арина:

Ах вы, мои умницы! Все с работой пришли? Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки».

Мария:

А еще говорят: «Без труда нет добра».

1 девочка: «Умелые руки не знают скуки».

2 девочка: «Маленькое дело лучше большого безделья».

3 девочка: «Дело мастера боится».

4 девочка: «Была бы охота, будет ладиться и работа».

5 девочка: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

6 девочка: «Какова пряха, такова на ней рубаха».

Мария:

Правильно говорите. Никогда не сидела русская женщина праздно, без работы.

Арина:

Ведь надо было и ниточку спрясть, и ткань соткать, и одежду себе сшить.

Мария:

А затем расшить ее красиво и нарядно, чтобы получился такой костюм, как на мне или на нашей хозяюшке.

Арина:

А в наше время разве не дорого ценится ручная работа? Разве не уважаем мы такую мастерицу, которая и платье себе сама сошьет и дом свой украсит изделиями своих золотых рук? Еще как уважаем и почитаем мы таких женщин. А про русский костюм говорили, что он как намоленная икона, потому что во время работы женщина молилась и пела.

Показ слайдов.

Мария:

Всю весну и лето трудились русские люди – землю пахали, хлеб сеяли, жали, овощи, фрукты выращивали, рыбу ловили – готовились к зиме. Посмотрите в какой одежде они это делали.

Показ слайдов.

Арина:

Опять стучат. Дверь открыта, заходите, люди добрые!

(Под песню «Солдатушки, бравы ребятушки» заходят мальчики, с ними дед Трифон).

Дед:

Здравия желаю, хозяйка! Принимай молодцев!

Арина:

Гость на дворе – хозяину радость.

Дед:

Ну-ка, молодцы, подравняйсь! А ну, бойцы, расскажите, как в народе говорят про воинскую доблесть!

1 мальчик: «Трудно в учении, легко в бою».

2 мальчик: «Сам погибай, товарища выручай».

3 мальчик: «Богатырь на пирах не сидит, живот не растит».

4 мальчик: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел».

5 мальчик: «Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

Арина:

Ай-да бойцы, молодцы! После таких слов не плохо и сплясать удалую казацкую пляску.

Танец казаков.

Дед:

Эх, хорошо потанцевали! Чуешь, хозяйка, какой боевой дух у наших ребят? А какая на них одежда!

Казачий костюм стал результатом соседства с народами Северного Кавказа. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками.

У казаков широкие шаровары – в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка.

Сапог было великое множество – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и «чирики» – туфли галоши, которые надевались поверх ичиг, в которые заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак – телёнок).

По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уже тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти «вволю» дарителя и потерять свою волю. Поэтому казак ни за что не надевал бы «шубу с царского плеча».

Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу.

Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду ребёнок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребёнок у родителей. Казаки традиционно следили за собственной внешностью. Исходило это, прежде всего, из уставных требований об опрятности.

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» – показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от нем. слова «файн» – прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине девятнадцатого века. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка», являвшаяся как нательной, так и верхней одеждой. Шился костюм из фабричных тканей – шёлка, шерсти, бархата, ситца. Кофты, или «кофточки», были разнообразных фасонов: приталенные по бёдрам, с оборочкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объёму шеи. Нарядные блузки украшали тесьмой, кружевом, строчками, бисером. Юбки любили шить пышными, внизу украшались кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.

Нижняя юбка – «спидница» – обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой светлой ткани с кружевами, часто орнаментировалась вышивкой. Девушки в косы вплетают дорогие шёлковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг».

Арина:

Ты что-то дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, сюда пришли не воевать, а с девочками поиграть.

Игра «Нынче праздничек» :

Нынче праздничек Михайлов (Иванов, Сергеев, Артема, Никитин….) день! (Дети стоят в кругу. Мальчик, чье имя назвали выходит в круг и ходит, выбирая себе девочку).

А мой миленький гулять пойдет. Меня младу за собой поведет! (Ходят по кругу парой).

Поклонится и назад отведет. (Кланяется и встает с девочкой в круг).

Игра проводится, пока все мальчики не найдут себе пару.

Мария:

В эту игру играли на посиделках, чтобы на пары разбиться. И потом уже весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охраняя и заботясь о ней.

Арина:

Соберутся красны девицы, да добры молодцы не деревенский пятачок и начинается веселье.

Мария:

Собирались вечером, кто попеть, кто поплясать, а кто и доброе слово молвить. А давайте, и мы спляшем нашу русскую!

Русский перепляс.

Арина:

Нет лучше и милей России,

И лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей,

Тебе несем мы свой привет!

Мария:

Тебе, Россия, мы танцуем,

Ведем свой вечный хоровод,

Тебя от всей души мы любим

И прославляем мы народ!

Арина:

Ну, вот, и месяц показался, пора по домам! Завтра дел много. Нужно грядки полоть, да дрова колоть!

Мария:

А мне сено косить, да по ягоды ходить.

Арина:

Парни, не забудьте девочек до калитки проводить, а то темнеет!

(Дети парами обходят круг).

Взрослые:

До свиданья – 3 раза

Три раза,

А еще раз до свиданья

Ваши милые глаза!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Знакомство с русским народным творчеством в средней группе»Фотоотчёт «Знакомство с русским народным творчеством в средней группе» В рамках проекта «Знакомство с русским народным творчеством» в средней группе знакомила детей с р. н. сказками, потешками, играми, традициями.

Интегрированная НОД для детей старшей группы «Знакомство с элементами женского народного костюма Белгородской области» Интегрированная НОД для детей старшей группы «Знакомство с элементами женского народного костюма Белгородской области и его роспись» Задачи:.

Конспект НОД «Мы–модельеры русского костюма» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мы – модельеры русского костюма» из цикла «В гостях.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с русским народным костюмом» Цель: создание условий для формирования у детей.

НОД по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы. Тема: «Знакомство с русским народным костюмом».

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

Снегурочка. Знакомство с русским сказочным персонажемСнегурочка. Знакомство с русским сказочным персонажем Снегурочка - это всеми нами любимый сказочный персонаж, знакомый нам с самого детства. Вспомните, как у вас происходило знакомство с этой.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Узоры русского народного костюма» (Занятие №3) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет.

Знакомство детей с русским народным творчествомЗнакомство детей с русским народным творчеством Очень важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

Конспект открытого занятия «Знакомство с русским платком» МБДОУ детский сад «Солнышко» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ ПЛАТКОМ» Тема: Знакомство с русским платком. Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Праздник русского костюма. Тема: знакомство с русским костюмом.
Опубликовано: 21 марта 2016 в 19:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД