Светлана Фатьянова
Праздники и развлечения как форма взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня перед большинством дошкольных учреждений стоит важная и сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Публикация «Праздники и развлечения как форма взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность и востребованность.
Взаимодействия педагогов и родителей воспитанников осуществляется путем решения следующих задач:
• Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• Создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки;
• Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
• Поддержка их уверенности в собственных педагогических способностях.
В нашем ДОУ взаимодействие с семьями воспитанников реализуется через разнообразные формы, и соответствует задачам на учебный год. Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Хочу поделиться нетрадиционными формами взаимодействия, которые активно вошли в жизнь нашего ДОУ. Одними из таких форм являются : праздники и развлечения, проводимые вместе с воспитанниками и их семьями. Как показывает практика, далеко не все семьи активно включаются в проводимые мероприятия в детском саду, пассивны в их участии. Но наиболее охотно принимают участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, поэтому, чтобы привлечь родителей к участию в образовательный процесс, мы решили взять такую форму с родителями как организация праздников и развлечений.
Начали мы свою работу уже с первой младшей группы. Конечно, мы не обошлись без «педагогической хитрости» : родители первый раз привели ребенка в сад, они, как и дети наивны, более открыты к общению, заинтересованы в создании условий для успешного и комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Развлечения мы построили на играх «родители-дети», которые развивают взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогащают отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Очень познавательно и продуктивно у нас проходят мероприятия с родителями и детьми по теме: «Встреча с одним героем», где героем является сам родитель ребенка. Несомненно, что каждый из них является профессионалом в каком-то деле. Родители рассказывают детям о своей профессии или проводят мастер-классы. Мы готовим родителей к встрече с детьми, помогаем составить интересный для них рассказ, провести игру и т. д. Например, папа - полицейский проводит «Уроки мужества» для мальчиков, при этом он показывает детям атрибуты, которые использует в своей работе; папа - инспектор ГИБДД рассказывает об основах безопасности поведения на улицах города. Мама проводит мастер-класс: «Как приготовить канапе из фруктов». Мама – директор конного клуба демонстрирует фотографии животных, которые находятся там, как с ними обращаться, чем кормить, а позже мы посещаем сам конный клуб. Мама - инспектор пожарной части приходит к нам в группу и рассказывает о своей работе, демонстрирует презентацию, а после мы идем на экскурсию в пожарную часть, а в группе мы проводим конкурс рисунков, посвященный противопожарной безопасности; бабушка – доктор, учит оказывать первую медицинскую помощь. После чего всё обыгрывается и поясняется, что каждый родитель на своей работе – герой.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они должны видеть, что дети гордятся ими.
Цель и задачи праздника – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. На сегодняшний день большое значение придают праздникам, посвященным «красным датам» календаря, народным праздникам : Осенний бал, Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества и т. д. Помимо важных дат в календаре, у нас проходят праздничные встречи, которые стали уже традициями. Например, такие, как семейные праздники : День матери, День отца, День именинников (по сезонам, День пожилого человека, Международный день семьи и так далее. Родители вместе с детьми активно и ответственно готовятся к ним: подбирают и заучивают стихи, подбирают костюмы, декорируют зал. Между группами проводится конкурс чтецов, где родители и дети показывают свое мастерство. Эти дни позволяют взрослым и детям поразмышлять о роли матери и отца, семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. В конце праздничных мероприятий всем родителям и детям вручаются благодарственные письма, почётные грамоты, дипломы участников, медали победителей, сладкие подарки и т. д. В результате получают знания о ценности семейных отношений, об ответственности за воспитание и образовании ребенка. Краткие репортажи, фотографии с праздников и развлечений мы оформляем в газете, стенгазете, публикуем на страничках в интернете, т. к. создана страничка в социальной сети, где родители могут обмениваться своими мнениями, оставлять комментарии о проведении мероприятий.
Таким образом, праздники и развлечения, проводимые вместе с родителями, создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы и позволяют успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.