МААМ-картинки

Праздники и развлечения как средство воспитания региональной культуры дошкольника

Севоян Вардуи
Праздники и развлечения как средство воспитания региональной культуры дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Праздники и развлечения как средства для воспитания интереса к региональной культуре дошкольников.

Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста представляет собой овладение ценностями народной культуры в соотнесенных с ними видах деятельности, которые поддерживают интеллектуальные притязания ребенка, способствуют духовному развитию и проявляются в любви к Отечеству, уважительном отношении к народам, его населяющим, их традициям, языкам, культурам, любви к Малой Родине. [6,55]

Публикация «Праздники и развлечения как средство воспитания региональной культуры дошкольника» размещена в разделах

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества, средством воспитания интереса к региональной культуре дошкольников является народный праздник. Обряды, отображающие нравственные устои русского, молдавского, украинского народов, закрепляющие чувства верности в семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица и т. д.

В приобщении дошкольников к культуре особую роль играют традиции. Традиции представляют собой особые формы передачи новым поколениям социокультурного опыта. Традицию составляют, согласно справочной литературе, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных и национальных группах и других сообществах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные установления, нормы поведения, идеи, ценности, обычаи, обряды и т. п.

Вот почему приобщение к народным традициям целесообразно проводить в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Народные праздники всегда выполняли важные общественные функции: помогали включиться в реальную социальную жизнь, осознать свою принадлежность к данному народу. Народные праздники всегда строились на традициях народа и отражали его духовно- нравственную жизнь. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, и ничто так не объединяет народ как народные праздники. [7, 95]

Г. Н. Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». [2, 58]

Народные праздники отображают нравственные устои народа. Развивают этические и эстетические чувства, содержат в себе педагогические элементы, являются яркими и радостными событиями в жизни детей. [1,133]

Праздник — это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются.

И. Э. Куликовская подчеркивает, что именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиций. Она считает, что праздник снимает напряжение, гармонизирует эмоционально - психическое состояние человека и общества.

Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной формой культуры.

Современная система народных праздников — это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение. [3, 61]

Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний было отведено детскому фольклорному празднику.

Важное место в ряду развлечений для детей занимают сезонные праздники, имеющие ярко выраженную образную идею, доступную пониманию детей и имеющую связь с ближайшим социально-природным окружением ребенка.

Поистине вызывают огромный интерес у детей такие праздники как («Веснянки» (укр.) «Красного горка» и др. Во всех этих праздниках, у каждой национальности, главным выступает человек с его проблемами, заботами. Отношением к людям и к природе. В этих праздниках раскрывается душа человека. [4,201]

Наряду с сильным эмоциональным зарядом, праздник несет в себе большую воспитательную функцию, осознание которой возможно только при деятельном личном участии, поэтому и само праздничное действие должно в себя включать все компоненты, лежащие в основе формирования патриотического чувства: эмоциональный, гносеологический, и деятельности. С этой целью мы опирались принципы отбора содержания народных праздников, раскрытых в исследованиях А. В. Терещенко, Н. Ф. Афанасьева, Е. И. Корнеевой:

-образное воплощение праздничной идеи;

-доступное для понимания детей содержание;

-динамичное развитие действия.

Н. Круглова выделила следующие виды праздников :

-народные и фольклорные (праздники народного календаря)- Святки, Масленица;

- государственно-гражданские – Новый Год, День Победы, День защитника Отечества;

- международные - День защиты детей, Международный женский день 8 марта;

- православные - Рождество, Пасха;

- бытовые и семейные - выпуск в школу, день рождения ребенка.

Народные праздники выполняют следующие функции:

развивающая,

информационно-просветительная,

культурно-творческая,

рекреативно-оздоровительная.

Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются явлениями духовной культуры любого народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника.

Народные традиции являются и важнейшим фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию духовно-нравственного опыта человеческой общности. Они же создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку. Это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, традициях и обычаях, детьми младшего школьного возраста, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника; раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки. [5, 66]

Роль народных праздников и развлечений в патриотическом воспитании определяется тем, что в своем развитии они отражают наиболее характерные черты и нравственные представления данного народа, которые передаются из поколения в поколение через различные обряды и традиции. [3, 37]

Формирование элементов патриотизма возможно путем активного приобщения детей 5-6 –летнего возраста к народным традициям через фольклорные праздники и развлечения, путем восприятия ими праздника как элемента национальной культуры, путем осознанного понимания детьми праздничной идеи и их активного творческого участия в праздничной деятельности.

Литература:

1. Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989. - 335с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного образования // Мир образования, №2, 1997. 96с.

3. Дружба народов, отраженная в фольклоре / ред. коллегия: Г. Г. Ботезату и др. Кишинев: Штиинца, 1961.

4. Релаций фольклориче молдо-русо-украинене: студий, материале, библиографие: Молдавские, русские, украинские фольклорные взаимосвязи. Кишинэу: Штиинца, 1981.

5. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников// Ребенок в детском саду. -2006-№2.

6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М. : Академия, 2001.

7. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор / отв. ред. В. Н. Путилов. Л. : Наука, 1971.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника»Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника» Опыт работы «Ритмика - как средство оздоровления дошкольника» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна В последнее время большое распространение.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Спортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольниковСпортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Тема: Спортивные развлечения и праздники, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Актуальность Отошли в прошлое многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Праздники и развлечения как средство воспитания региональной культуры дошкольника
Опубликовано: 19 февраля 2024 в 13:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Праздники и развлечения как средство воспитания региональной культуры дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Севоян Вардуи (УИ 2554679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД