Папки-передвижки

Материал в уголок для родителей «Слово — не воробей…»

Светлана Кулагина
Материал в уголок для родителей «Слово — не воробей…»

Слово - не воробей.

Дошколёнку очень важно научиться

грамотно и полно излагать свои мысли.

Помогите ему в этом непростом деле.

Когда-то Аристотель сказал: «Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь учится молчать». Не стоит понимать его слова буквально, но в этом что-то есть, к тому же существует более известное всем высказывание: «Слово – серебро, молчание - золото». Однако детям в процессе обучения приходится много отвечать на вопросы, сдавать множество экзаменов, часто устных. И обиднее всего, когда ребёнок «всё понимает, а сказать не может». Ему не хватает лексического запаса? Возможно, но ведь не редко родители говорят, что малыш любит сам читать книжки и любит слушать, когда ему читают. И уж точно все смотрят телевизор, поэтому какой-никакой, но запас слов и выражений имеется!

Публикация «Материал в уголок для родителей „Слово — не воробей…“» размещена в разделах

Так что же, действительно ли ребёнок не может построить нужную фразу для ответа? Или просто он не умеет правильно выбрать необходимую для ответа информацию? В любом случае нам с родителями, нужно научить малыша некоторым нехитрым приёмам построения своего ответа, тогда ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее на любых экзаменах и не растеряется у школьной доски. Но как это сделать? Детям предлагается составить рассказ, например, о деревьях. Если ребёнок отвечает односложно, задать ему наводящие вопросы.

– Нас окружают камни, воздух, вода, металлические вещи. А как одним словом назвать траву, кусты, деревья?

– Растения.

– Стул состоит из сидения, ножек и спинки, а дерево? Постепенно ребёнок примет эту игру, вспомнит, что есть у дерева. Что на некоторых деревьях есть иголки, что некоторые деревья дают плоды, и вообще существует множество разных деревьев. В конце беседы восстановить первоначальную задачу: рассказать что-нибудь о деревьях. Теперь ребёнок может говорить о деревьях вполне связно и долго. В следующий раз таким образом можно поговорить о цветах и о других близких для ребёнка понятиях. Безусловно, строить импровизацию очень трудно – взрослому придётся заранее подготовить наводящие вопросы.

Конечно же, цель таких игр-бесед не только в наращивании словарного запаса ребёнка и увеличении его детской эрудиции. При помощи таких упражнений ребёнок учится извлекать из памяти нужную в данный момент информацию и последовательно её излагать. По одному какому-нибудь факту, опираясь на опыт подобных разговоров, подготовленный человек сможет построить целый рассказ. Здорово, когда ты понимаешь, что хотят тебе сказать, и сколько боли и обиды может вызвать ситуация, если твои мысли или слова, остались недоступны для понимания другими. Да, свои мысли надо учиться излагать понятно для других. Не случайно в Древней Греции и Древнем Риме искусство риторики почиталось главным качеством государственных деятелей.

Кроме таких бесед полезно использовать упражнения, позволяющие привить ребятишкам вкус к обогащению своих рассказов при помощи своего же словарного запаса.

«Словарный пинг-понг».

Играть можно всей семьёй, с друзьями. Предлагается слово, задача: «украсить» его, то есть подобрать к нему слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? Играют по очереди. Проигрывает тот, кто не может придумать ответного слова. Например: снег – холодный, белый, искристый, скрипучий, липкий, мокрый и т. д.

«Узнай героя сказки».

Нужно узнать хорошо известный персонаж по нескольким наводящим подсказкам, выигрывает тот, кто узнал первым героя сказки. Он начинает описывать очередного героя.

Например:

• Он убежал из дома без разрешения;

• Не вернулся к бабушке с дедушкой;

• Сделан из остатков припасов;

• Всем встречным пел свою песенку и т. д.

Очень важно помнить, вы – не экзаменатор для ребёнка, а друг, который всегда готов помочь, объяснить, поддержать. Ведь только эмоционально приятная, интересная деятельность не вызывает у малыша перегрузок и отторжения. Удачи вам!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша» На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребенка и взрослого. Ребенок реагирует на улыбку, голос, произносит что – то. Постепенно.

Консультация для родителей «Что значит развивать речь ребёнка?» Что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материал в уголок для родителей «Слово — не воробей…»
Опубликовано: 13 июня 2015 в 17:13
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД