МААМ-картинки

Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (42 фото)

Клушина Наталия
Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников с патологией зрения во всех образовательных областях с учетом федеральных государственных требований в контексте основных целей образовательной программы учреждения; формирование навыков его социально-адаптивного поведения.

Задачи: для воспитанников создать атмосферу эмоционального комфорта, условия для творческого самовыражения, для проявления познавательной активности, для профилактической и коррекционно-развивающей работы с учетом патологии зрения и других нарушений.

Способствовать привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Предметно-пространственная среда в нашей группе во всех центрах направлена на коррекционную помощь и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, с опорой на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, служит удовлетворению его потребностей и интересов.

При формировании развивающей предметно- пространственной среды группы учитывались принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

- принцип дистанции позиции при взаимодействии;

- принцип активности, самостоятельности;

- принцип стабильности – динамичности;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- гендерный принцип

- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

- принцип доступности, обеспечивается свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, по всем основным видам деятельности.

Предметно- развивающая среда отвечает требованиям безопасности воспитанников в соответствии с нормами СанПина.

Состояние и оформление помещений с учетом достаточного освещения, Цветовая палитра группы представлена теплыми, пастельными тонами, удобное и безопасное расположения мебели. Групповое помещение укомплектовано мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей - столы устанавливаются вдоль окон так, чтобы свет падал слева. Для детей с низкой остротой зрения столы располагаются ближе к педагогу и доске; передвижная доска - темно - зеленого цвета. - во время занятий по художественному творчеству используются мольберты.

Предметно - развивающая среда адаптивна, обеспечивает доступность восприятия и усвоения опыта, а так же способствовует формированию компенсаторных механизмов.

Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Фото №1 Предметно пространственная

Предметно - развивающая среда нашей группы:

Центр активности (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя):

1. Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Все это отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованная полка с разметкой улицы и дорог, туда же входят мелкий строительный материал и дорожные знаки.

Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения.

Фото №2 Развивающая предметно пространственная среда Фото №3 РППС развивающая среда Фото №4 Группы компенсирующей направленности группы компенсирующей направленности для детей с

2. Центр игры «Раз, два – начинается игра» - ведущую роль игровая деятельность. Большое место в предметно - образовательной среде отводится сюжетно-ролевой игре. Этот центр предназначен для формирования у детей основ культуры

общения, закрепление знаний об окружающей действительности и жизни в социуме через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность.

Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. В связи с тем, что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. В играх совершенствуются предметно-практические действия. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.

Фото №5 Нарушение зрения Фото №6 Обучение детей с нарушением зрения нарушением зрения Фото №7 Публикация Предметно пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения размещена в разделах Группы компенсирующей направленности Нарушение зрения

Универсальные игровые макеты – модули и соответствующие атрибуты располагаются в местах легкодоступных детям. Имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием.

3. Центр двигательной активности «Здоровичок», где располагается оборудование, как традиционное, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов и родителей.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группе созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.

Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Центр направлен на формированию ценности здорового образа жизни, на развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.

Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты.

Фото №8 Обучение детей с нарушением зрения Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда Фото №9 Способствовать привлечению родителей к воспитательно образовательному процессу Фото №10 Среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка служит удовлетворению его потребностей и интересов

4. Центр конструирования «Самоделкино».

строительный

Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает нмного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида – крупный, мелкий, деревянный) можно перемещать в любое место группы и предоставлять данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Нкаши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

Фото №11 принцип доступности обеспечивается свободный доступ к игрушкам материалам пособиям по всем основным видам деятельности Фото №12 Предметно развивающая среда отвечает требованиям безопасности воспитанников в соответствии с нормами СанПина Фото №13 Оформление детских садов оформление помещений с учетом достаточного освещения Цветовая палитра группы представлена теплыми пастельными тонами удобное и безопасное расположения мебели

Фото №14 Групповое помещение укомплектовано мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей столы устанавливаются вдоль окон так чтобы свет падал слева

манипулятивный

Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др. Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группах большое внимание обращается на наполнение игровых зон оборудованием для конструктивной и графо-моторной деятельности.

Фото №15 Для детей с низкой остротой зрения столы располагаются ближе к педагогу и доске передвижная доска темно зеленого цвета Фото №16 во время занятий по художественному творчеству используются мольберты Фото №17 Предметно развивающая среда адаптивна обеспечивает доступность восприятия и усвоения опыта а так же способствовует формированию компенсаторных механизмов

5. Центр музыкально - театрализованной деятельности «Задоринки».

Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.

Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширмы и различные виды театров (кукольный, теневой, настольный/, пальчиковый, маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

Фото №18 Предметно развивающая среда нашей группы Центр активности занимает самую большую площадь в группе включающий в себя Фото №19 Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами игрушками дидактическими играми Фото №20 Все это отражает безопасность дома на улице ПДД и пожарную безопасность

Спокойный сектор:

Творческая мастерская «Город мастеров». Центр художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Фото №21 Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам Фото №22 Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованная полка с разметкой улицы и дорог туда же входят мелкий строительный материал и дорожные знаки Фото №23 Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения

Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

В центре грамотности «Говорушки» находятся различные дидактические игры по развитию речи воспитанников, серии картин и иллюстраций для установления последовательных событий, разрезные сюжетные картинки,

так же различные материалы, способствующие овладению чтением: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры, ребусы, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Фото №24 Центр игры Раз два начинается игра ведущую роль игровая деятельность

Фото №25 Большое место в предметно образовательной среде отводится сюжетно ролевой игре Фото №26 Оборудование и пособия размещены таким образом чтобы дети могли легко подбирать игрушки комбинировать их под свои игровые творческие замыслы

Мир книги «Я познаю мир». В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр. Главный принцип подбора книг – минимум текста, максимум иллюстраций. В книжном уголке помещаются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся на протяжении всего учебного года и их литературные произведения. Так же детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Фото №27 В связи с тем что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно ролевых игр

• В нравственно – патриотическом центре «Россия – Родина моя» помещена государственная символика родного города, Красноярского края и России. Здесь находятся пособия отражающие многонациональность нашего края и Родины. Оформлены альбомы «Мой край», «Моя семья», «История родного города» и др.

Фото №28 В играх совершенствуются предметно практические действия Фото №29 В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми

Центр Математики «Планета размышлений» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагается нормативно – знаковый материал: магнитная доска, набор карточек на сопоставлении цифры и количества. Достаточно широкий выбор дидактических игр, различных видов мозаик, современных пазлов. Развивающие игры «Воскобовича», «Монгольские игры», «Палочки Кюизенера», «Разрезной квадрат Никитина», «Логические блоки Дьениша» и др. Игровое оборудование создает насыщенную целостную среду. Центр решает задачи – формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Универсальные игровые макеты модули и соответствующие атрибуты располагаются в местах легкодоступных детям Имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде так и в игре Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом девочкам для работы с рукоделием Центр двигательной активности Здоровичок где располагается оборудование как традиционное так и нетрадиционное изготовленное руками педагогов и родителей

Центр опытно-экспериментальной деятельности «Почемучкино» представлен объектами для исследования в реальном действии. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности (лупы, мензурки, компас, минералы, семена и др. материал). В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений, ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «Почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей.

Дети с нарушением зрения из за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами Поэтому в группе созданы условия для полноценного физического развития дошкольников для удовлетворения их физической активности Данный центр пользуется популярностью у детей поскольку реализует их потребность в двигательной активности Центр направлен на формированию ценности здорового образа жизни на развитие физических качеств детей ловкости меткости глазомера быстроты реакции силовых качеств Яркий веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты

• Экологический центр «Зеленая лаборатория» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Центр содержит различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растений; инструменты по уходу за этими растениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный огород. Также в данном центре присутствуют дидактические игры экологической направленности, серии картин времена года, животный и растительный мир, муляжи овощей и фруктов и т. п. важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. В экологическом центре находятся детские поделки из природного материала, экспонаты природы.

Центр отдыха «Не мешайте мне мечтать». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок «Уединения и релаксации» Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир тишины. «Уголок уединения» располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.

Таким образом, главной задачей при создании адаптивного пространства в условиях дошкольного учреждения, является создание такой среды, в которой ребёнок будет чувствовать себя увереннее, понимать и принимать её предметную, пространственную, временную и смысловую организацию.

Доминирующим в нашей группе являются центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры для развития:

• зрительного восприятия;

• ориентировки в пространстве;

• осязания и мелкой моторики;

• социально-бытовой ориентировки;

Формирование коррекционно-развивающей среды, через разработку специальных пособий, соответствует зрительным возможностям детей, помогает преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку. Все предметы яркие и привлекательные: вкладыши-формы, предметы-головоломки, разнообразные наборы картинок для группировки, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений, «лото».

Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, координации рук и глаз и мелкой моторики. Хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения.

Дети учатся захватывающим движениям ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту, игрушками, учатся вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать.

Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», различные виды мозаик, конструкторов, заслонённые изображения предметов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Широко используем творческие новинки коррекционно-педагогического материала. Учебные зоны в группах старшего дошкольного возраста для детей с нарушениями зрения оборудованы специальными конторками доктора В. Ф. Базарного, зрительно - вестибулярными тренажерами «ЗЕВС», обеспечивающими профилактику нарушения зрения и нервно-психического утомления, повышающими стрессоустойчивость воспитанников, подвижными сенсорно-дидактическими фиксаторами карточек.

Карточки-изображения меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность предметно – развивающей среды.

Умело сочетаем создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием, например по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т. к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.

Для предупреждения общего и зрительного утомления постоянно используем проведение зрительной гимнастики, направленной на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления, с использованием сменных настенных тренажеров, специальных комплексов упражнений в зависимости от зрительной патологии.

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для. формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

Благодаря совместной работе воспитателей и родителей предметно- пространственная развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители становятся полноценными участниками педагогического процесса. Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. В приемной мы оформили информационные стенды: «Для Вас Родители…»; «Прочтите, это интересно» и «Мир глазами детей».

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется.

Фото №30 Центр конструирования Самоделкино Фото №31 строительный Центр хоть и сосредоточен на одном месте и занимает нмного пространства он достаточно мобилен Фото №32 Нкаши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек
Публикации по теме:

Конспект коррекционного занятия для подготовительной группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) Конспект коррекционного занятия для подготовительной группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) по социально.

НОД «День защитника Отечества» для детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушением зрения «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Цель: Воспитание любви к Родине, уважение к Российской армии, почетной обязанности защищать Родину.

Пространственная предметно-развивающая среда разновозрастной группыПространственная предметно-развивающая среда разновозрастной группы Пространственная предметно-развивающая среда разновозрастной группы Развивающая предметно-пространственная среда - специально организованное.

Развивающая предметно-пространственная среда группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с нашей группой – группой «Сказка», в которой я работаю уже много лет, которая, стала.

Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности «Пчелки»Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности «Пчелки» Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения детей, проектирую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО, творчески.

Развивающая предметно-пространственная среда группы Оформление детского сада – очень ответственное дело, здесь нельзя ошибаться. Родители, приводя детей в детский сад, в первую очередь обращают.

Развивающая предметно-пространственная среда группы «Звездочки»Развивающая предметно-пространственная среда группы «Звездочки» Девиз нашей группы: «Звездочки» наша группа зовется, Название такое не зря нам дается, Чтоб звездам поярче светиться Мы будем стараться,.

Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группыРазвивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы Преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду подготовительной группы, учитывала психологические основы конструктивного взаимодействия.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зренияРазвивающая предметно-пространственная среда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения Для полноценного всестороннего развития психологических, физических качеств, для развития умственных способностей детей в старшей группе.

Самоанализ занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения Непосредственно – образовательная деятельность осуществлялась в подготовительной группе по теме «Путешествие в осенний лес», образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Опубликовано: 13 января 2018 в 10:41
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД