Анастасия Валькова
Предметно-пространственная развивающая среда как средство экологического образования детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование - это развитие осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Задача экологического образования детей раннего дошкольного возраста - заложить основу в мире природы, в мире животных и растений; обеспечить понимание первоначальных связей в природе, а так же понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.
В раннем возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, поэтому усвоение основ экологических знаний является наиболее продуктивным.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство экологического образования детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа влияет на ребенка существенно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, побуждает остановиться, присмотреться и задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и где живешь.
Существенным условием экологического образования детей является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать как познавательному, эстетическому и нравственному развитию, так и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного не только для самой природы, но и для ребенка.
Цель нашей педагогической деятельности - сформировать начальные представления об окружающем мире у детей раннего дошкольного возраста с помощью предметно-пространственной развивающей среды.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :
• Знакомить детей с доступными явлениями природы.
• Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и их детенышей и называть их.
• Узнавать на картинке некоторых диких животных и называть их.
• Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке; подкармливать птиц.
• Учить различать по внешнему виду овощи и фрукты.
• Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
• Воспитывать бережное отношение к природе. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
В процессе экологического образования детей раннего возраста были применены следующие методы работы:
1. Наглядные методы: наблюдение за животными и птицами, использование разнообразных сюрпризных игровых приемов (например с помощью персонажей кукольного театра, рассматривание иллюстраций, демонстрация моделей - макеты реальных предметов и явлений природы.
2. Словесные методы: рассказ, использование художественной природоведческой литературы, беседа.
3. Практические методы: несложные опыты (опыты с предметами неживой природы, с растениями, с животными).
4Игра, как метод экологического образования детей : дидактические игры, подвижные игры, строительные игры ( с природными материалами: снег, песок, шишки, глина, и т. д.)
5. Труд в природе.
Развивающая предметно-пространственной среда по экологическому образованию состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
С помощью «Календаря природы» дали представления детям о сезонных изменениях в природе «Что бывает зимой (весной, летом, осенью?», так же ребята научились сами определять какая погода и показывать ее в окошечке («Дом погоды»).
Огород на окне. Дети получили представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают; получили представления о труде взрослых, научились правильно называть трудовые действия.
Мини-лаборатория. Дети узнали про путешествие «капельки», познакомились со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; увидели, как цветная вода превращается в цветной лед; получили представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении).
В процессе чтения и рассказывания сказок, рассматривания иллюстраций, дети познакомились с дикими и домашними животными и их характерными особенностями и средой обитания.
С помощью развивающих и дидактических игр, таких как игры с «волшебным» фонариком («Где чей домик?», «Кто спрятался за забором?», «Чей след?», игры с прищепками («Кто что ест?», «Кто где живет?», игры из спичечных коробков («Чей малыш?», «Где чей домик) и др. дети научились соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называть животного; соотносить слова обозначающие названия животных с названиями их детенышей; познакомились с питанием домашних и диких животных.
Итак, осуществляя оценку развития детей можно сделать следующий вывод: развивающая предметно-пространственная среда помогает сформировать начальные представления детей об окружающем мире.