Ольга Викторовна Орлова
Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия» (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Энциклопедический словарь)
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. При организации зон учитываются интересы мальчиков и девочек.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
Предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, постоянно пополняется и обновляется. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
Каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
В ДОУ оформляется и регулярно пополняется портфолио ребенка, в котором отражаются достижения ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехи на протяжении дошкольной жизни. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким.
Портфолио хранится в приёмных групп, в результате оно доступно и детям и родителям и педагогам. Каждый из них может в любое время пополнить портфолио различными материалами.
На прогулочных площадках ДОУ создаются (в летнее время - на песке, в зимнее время года – на снегу) различные постройки. Уделяется внимание украшению веранд и участков, что позволяет придать каждому участку индивидуальность и неповторимость.
В ходе участия в стажировочной площадке в предметно-развивающей среде наших групп появились следующие уголки, направленные на индивидуализацию среды :
«Уголок именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, «Паровозика желаний», чудесного мешочка с желаниями и т. д.
стенды «Я умею, я люблю, хочу научиться» заполняются со слов ребенка и раскрывают его интересы и возможности.
уголок «Мое настроение». Даёт возможность отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, оценивать и найти способ изменить его.
«Панорама добрых дел». Накопленные в течение месяца достижения ребенка, представленные в рубрике, служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.
Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события.
«Имя ребёнка». В группе стараемся, чтобы имя ребёнка встречалось как можно чаще, что показывает ему его важность и значимость для взрослых, для сверстников. Поэтому мы постарались подписать имена детей там, где это было можно сделать: стульчики, кабинки, экран настроения и т. д.
«Остров сокровищ». Полочка, на которой могут хранится личные вещи детей.
«Я пришел, и я пришла», «Я все съел, и я все съела». Дети в старших группах сами прописывают на листочках своё имя в соответствующей колонке, а в младших группах это делается с помощью наклеивания соответствующих картинок.
«Минипортфолио». На кабинках групп появились минипортфолио, выполненные в различном стиле, что позволяет подчеркнуть индивидуальность каждого ребёнка.
«Девочки и мальчики». В группах появился уголок, в котором ребята сами могут посчитать, сколько сегодня девочек, а сколько мальчиков. Считать самих себя оказалось очень интересно.
Подписывают свои творческие работы, оформляют поздравительные газеты своим товарищам, подписывают открытки для мам.
В группах постоянно организовываются спонтанные творческие выставки.
«Медали дежурных». Ребята с радостью выполняют обязанности дежурных, надевая данный атрибут.
"Новости дня, недели". Сообщение темы недели, проекта, информация по теме, написанные воспитателем совместно с детьми и вывешенные на всеобщее обозрение.
Игровые макеты. Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.
Детское коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».
Уголки групп пополнились играми-самоделками, изготовленными дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
Создание условий развития для каждого ребенка является главной идеей индивидуализация среды. Содержание предметной среды должно отражать индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива группы в целом. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Понимая всю важность этой проблемы, мы начали с повышения квалификации педагогов в вопросе создания развивающей среды, чему немало поспособствовало участие воспитателей ДОУ в практико-ориентированных семинарах, проводимых стажировочной площадкой.
Приезжая с семинаров стажировочной площадке в ДОУ проводились семинары для всего педагогического коллектива. На стажировочную площадку были направлены два воспитателя, один из которых работает с детьми старшего дошкольного возраста, а вторая – с детьми младшего и среднего возраста. Следовательно, каждый из них выносил из семинаров материал, ориентированный на детей своей возрастной группы.
Практика показывает, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы, включающие каждого педагога в активную работу.
Поэтому мы решили практическое воплощение вопроса о создании предметно-развивающей среды осуществить в виде конкурсов, которые за последний год были проведены в ДОУ:
1. Оформление «Портфолио группы».
2. Лучший психологический уголок группы
3. Презентация уголков экспериментальной деятельности.
4. «Огород на подоконнике»
5. Скульптуры из снега «Вот что я умею!» (ежегодно)
Для организации и проведения каждого конкурса создается положение, где указываются цели, задачи, сроки проведения конкурса, критерии оценки, состав жюри.
Проведение подобных конкурсов пополняет и обогащает среду групп, делает её индивидуальной и неповторимой. Так в результате проведения конкурса «Лучший психологический уголок» психологические уголки групп пополнились различным материалом: картотеки релаксационных упражнений, упражнений на чередование напряжения и расслабления, мирилки, «коврик дружбы», «Стаканчик для крика» и многое другое.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
Поиск инновационных подходов к организации предметно - развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются - ФГОС ДО и творчество, талант и фантазия педагогов.