Папки-передвижки

Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка

Ольга Викторовна Орлова
Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

«Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия» (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Энциклопедический словарь)

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Публикация «Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка» размещена в разделах

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. При организации зон учитываются интересы мальчиков и девочек.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, постоянно пополняется и обновляется. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления.

Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В ДОУ оформляется и регулярно пополняется портфолио ребенка, в котором отражаются достижения ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехи на протяжении дошкольной жизни. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким.

Портфолио хранится в приёмных групп, в результате оно доступно и детям и родителям и педагогам. Каждый из них может в любое время пополнить портфолио различными материалами.

На прогулочных площадках ДОУ создаются (в летнее время - на песке, в зимнее время года – на снегу) различные постройки. Уделяется внимание украшению веранд и участков, что позволяет придать каждому участку индивидуальность и неповторимость.

В ходе участия в стажировочной площадке в предметно-развивающей среде наших групп появились следующие уголки, направленные на индивидуализацию среды :

«Уголок именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, «Паровозика желаний», чудесного мешочка с желаниями и т. д.

стенды «Я умею, я люблю, хочу научиться» заполняются со слов ребенка и раскрывают его интересы и возможности.

уголок «Мое настроение». Даёт возможность отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, оценивать и найти способ изменить его.

«Панорама добрых дел». Накопленные в течение месяца достижения ребенка, представленные в рубрике, служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.

Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события.

«Имя ребёнка». В группе стараемся, чтобы имя ребёнка встречалось как можно чаще, что показывает ему его важность и значимость для взрослых, для сверстников. Поэтому мы постарались подписать имена детей там, где это было можно сделать: стульчики, кабинки, экран настроения и т. д.

«Остров сокровищ». Полочка, на которой могут хранится личные вещи детей.

«Я пришел, и я пришла», «Я все съел, и я все съела». Дети в старших группах сами прописывают на листочках своё имя в соответствующей колонке, а в младших группах это делается с помощью наклеивания соответствующих картинок.

«Минипортфолио». На кабинках групп появились минипортфолио, выполненные в различном стиле, что позволяет подчеркнуть индивидуальность каждого ребёнка.

«Девочки и мальчики». В группах появился уголок, в котором ребята сами могут посчитать, сколько сегодня девочек, а сколько мальчиков. Считать самих себя оказалось очень интересно.

Подписывают свои творческие работы, оформляют поздравительные газеты своим товарищам, подписывают открытки для мам.

В группах постоянно организовываются спонтанные творческие выставки.

«Медали дежурных». Ребята с радостью выполняют обязанности дежурных, надевая данный атрибут.

"Новости дня, недели". Сообщение темы недели, проекта, информация по теме, написанные воспитателем совместно с детьми и вывешенные на всеобщее обозрение.

Игровые макеты. Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.

Детское коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».

Уголки групп пополнились играми-самоделками, изготовленными дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Создание условий развития для каждого ребенка является главной идеей индивидуализация среды. Содержание предметной среды должно отражать индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива группы в целом. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Понимая всю важность этой проблемы, мы начали с повышения квалификации педагогов в вопросе создания развивающей среды, чему немало поспособствовало участие воспитателей ДОУ в практико-ориентированных семинарах, проводимых стажировочной площадкой.

Приезжая с семинаров стажировочной площадке в ДОУ проводились семинары для всего педагогического коллектива. На стажировочную площадку были направлены два воспитателя, один из которых работает с детьми старшего дошкольного возраста, а вторая – с детьми младшего и среднего возраста. Следовательно, каждый из них выносил из семинаров материал, ориентированный на детей своей возрастной группы.

Практика показывает, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы, включающие каждого педагога в активную работу.

Поэтому мы решили практическое воплощение вопроса о создании предметно-развивающей среды осуществить в виде конкурсов, которые за последний год были проведены в ДОУ:

1. Оформление «Портфолио группы».

2. Лучший психологический уголок группы

3. Презентация уголков экспериментальной деятельности.

4. «Огород на подоконнике»

5. Скульптуры из снега «Вот что я умею!» (ежегодно)

Для организации и проведения каждого конкурса создается положение, где указываются цели, задачи, сроки проведения конкурса, критерии оценки, состав жюри.

Проведение подобных конкурсов пополняет и обогащает среду групп, делает её индивидуальной и неповторимой. Так в результате проведения конкурса «Лучший психологический уголок» психологические уголки групп пополнились различным материалом: картотеки релаксационных упражнений, упражнений на чередование напряжения и расслабления, мирилки, «коврик дружбы», «Стаканчик для крика» и многое другое.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Поиск инновационных подходов к организации предметно - развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются - ФГОС ДО и творчество, талант и фантазия педагогов.

Публикации по теме:

Арттерапия — лечение искусствомАрттерапия — лечение искусством Работая над темой "Дошкольное детство - время рождения личности". Мы решили поделится своими достижениями с читателями Усольской городской.

Создание развивающей среды для совместной познавательной деятельности детей и педагогаСоздание развивающей среды для совместной познавательной деятельности детей и педагога оздание развивающей среды для совместно-познавательной деятельности детей и педагога с учётом ФГТ. Вопрос создания предметно-развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 18:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Орлова (УИ 265186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД