Получи документы

Предметно-развивающая среда в развитии детского исследовательского экспериментирования

Юлия Воробкало
Предметно-развивающая среда в развитии детского исследовательского экспериментирования

В роли движущей силы становления и развития личности выступает предметно - пространственная среда, являющаяся составной частью развивающей среды дошкольного детства. Она способствует формированию разносторонних особенностей. Предметно - развивающая среда образует благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для проведения различных исследований, опытов и экспериментирования. В познавательной деятельности, путем экспериментирования, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.

Публикация «Предметно-развивающая среда в развитии детского исследовательского экспериментирования» размещена в разделах

Предметно – развивающая среда для исследования, экспериментов и опытов должна быть:

- содержательно насыщенна;

- обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);

- среда даёт возможность выбора детьми материалов;

- в группе должны быть в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления, в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);

- безопасность предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности находятся в свободном доступе для детей. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняя его необходимыми материалами.

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира

В этом возрасте детям интересно все.

Дети любят экспериментировать с различными материалами, в процессе изучают их свойства - (мягкий - твердый, гладкий - шероховатый, холодный - теплый и др.).

Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются : лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода, зеркала, бросовый материал шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки). Играя в них, дети расширяют кругозор, развивают любознательность, мелкую моторику и ловкость рук. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, развиваются любознательными и самостоятельными.

Оборудование и материалы для проведения игр в экспериментальной деятельности :

• книги познавательного характера для младшего возраста

тематические альбомы: фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда

наборы: семена разных растений, шишки, камешки, ракушки (крупных размеров, коллекции - "Ткани", "Бумага", песок, глина, семена бобов, фасоли, гороха

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

• воронки, трубочки, соломинки, поролоновые губки, щетки

предметы для игры с тенями

• пищевые красители и непищевые красители (гуашь, акварельные краски и др.)

• зеркала, стекла разного цвета

• материалы для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри

Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды разных размеров, зеркальце для игры с "солнечным зайчиком»

зайчиком"

«бросовый материал» : : веревки, шнурки, тесьма, нитки, вата, разноцветные прищепки

«Погремушки», «Звонкие бутылочки»

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные

детям младшего возраста.

• карточки и схемы проведения экспериментов

детские халаты, фартуки

Можно провести игры-эксперименты такие как :

«Узнаем, какая вода»

«Изготовление цветных льдинок»

«Что в пакете?»

«Игры с соломинкой», «Игры с воздушным шариком»

«Надувание мыльных пузырей»

«Волшебная кисточка»

«Легкий — тяжелый»

«Что звучит?»

«Горячо — холодно»

«Веселые человечки играют»

«Глина, ее качества и свойства», «Бумага и ее качества»

Средний дошкольный возраст.

Оборудование и материалы для проведения игр, опытов и экспериментов :

•Ёмкости для измерения, пересыпания, хранения, исследования (набор мерных стаканчиков и пробирок разного размера, лабораторные контейнеры).

•Телескопический стаканчик с крышкой.

•Коктейльные трубочки (соломинки) для выдувания (в индивидуальной упаковке).

•Набор из двух зеркал для опытов с симметрией для исследования отражательного эффекта.

•Подносы.

•Магниты, мелкие металлические предметы.

•Фонарик.

•Цветной песок.

•Пипетки, воронки.

•Увеличительное стекло, Стёкла разных цветов

•Песочные часы.

•Рычажные весы с объёмными чашами и комплектом гирь.

•Иллюстрированная картотека опытов и экспериментов (можно детские книги с опытами).

•Вертушки (для опытов с воздушными потоками).

Иллюстрации с изображением: растений, животных и птиц, приролных явлений, видов сезонного труда и отдыха.

•Муляжи овощей, фруктов и грибов (по сезону).

•Животные леса, животные жарких и холодных стран.

•Дидактические игры на природоведческую тематику.

•Библиотека познавательной природоведческой литературы (художественная литература, энциклопедии, детский атлас).

•Видеотека.

•Различные коллекции (камни, ракушки, семена и др.).

•Гербарий.

•Календарь природы (погоды) с набором карточек.

«Зимний огород» на окне для проращивания луковиц и семян.

•Цветущие комнатные растения (3-4 вида)

•Инвентарь для ухода за растениями (лейки, палочки, тряпочки и др.)

•Защитная одежда (фартук, нарукавники).

Рекомендуемые опыты – эксперименты :

Темы: «Как вода отражает предметы.

«Как вытолкнуть воду?».

«Как окрасить воду?», «Как сделать цветные льдинки».

«Игры со светом и тенями»

«Как растения пьют воду?»

«Какие особенности у тёплой и холодной воды?».

«Почему исчезает вода?»

«Зачем нужна земля?»

«Как покрасить песок?», «Как сравнить влажный песок и влажную глину?»

Старший дошкольный возраст

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

•тематические альбомы;

• коллекции

•мини – музей - тематика различна, например:

" Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

•материалы распределены по разделам : "Песок, глина, вода", "Звук", •"Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмасса, дерево, пробки и т. д. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

прочие материалы: зеркало, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• сито, воронки

•половинки мыльниц, формы для льда

проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

• мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

•личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

• карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

•персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Рекомендуемые опыты и эксперименты

«Песочный конус», «Свойства мокрого песка», «Где вода?», «Ветер и песок», «Песочные часы», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Дыхание растений», «Солнечный свет и тепло в жизни растений», «Вода источник жизни», «Рисование цветной водой на снегу», исследования почвы в разное время года, и другое.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада «Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Оформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная средаОформление детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда Приглашаю вас в гости в нашу группу! Давно хотела выложить фотографии нашей группы, но всё откладывала то одно не доделала, то другое.

Оформление детского сада. Предметно-пространственная развивающая среда группыОформление детского сада. Предметно-пространственная развивающая среда группы Не секрет, что все, что окружает ребенка, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому так важно создать условия, которые.

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского садаПредметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского сада Детский сад "Филиппок", в котором я работаю более 20 лет, имеет славную более чем полувековую историю, а менее двух лет назад мы открылись.

Предметно-развивающая среда группы «Центр экспериментирования. Лаборатория Фиксиков»Предметно-развивающая среда группы «Центр экспериментирования. Лаборатория Фиксиков» Предметно-развивающая среда группы "Центр экспериментирования" – «Лаборатория Фиксиков». В нашей группе создан "Центр экспериментирования".

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского садаПредметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского сада «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Предметно-развивающая среда в старших группах детского садаПредметно-развивающая среда в старших группах детского сада Воспитатель Щепкина Т. В Предметно-развивающая среда в д/саду. Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических,.

Развивающая предметно-пространственная среда на участке детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда на участке детского сада В нашей дошкольной образовательной организации каждый педагог старается сделать все возможное, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность.

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок экспериментированияРазвивающая предметно-пространственная среда. Уголок экспериментирования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в развитии детского исследовательского экспериментирования
Опубликовано: 19 января 2021 в 19:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД