МААМ-картинки

Представление педагогического опыта «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Татьяна Якушкина
Представление педагогического опыта «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89 комбинированного вида»

Представление педагогического опыта

Якушкиной Татьяны Ильиничны,

воспитателя МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Теоретическое обоснование опыта

Публикация «Представление педагогического опыта „Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении младших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством различных форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора.

Выделенное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

Поэтому возникла потребность в развитии речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний). Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

Для себя я выявила основные актуальные задачи:

определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;

• проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

• показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий, путем их последовательного, поэтапного их проведения.

На первом этапе, прежде всего, для себя я выяснила, какую цель необходимо поставить перед собой, проанализировать сложившуюся проблему (противоречие) и поставить задачи для ее разрешения, определить насколько целесообразно использование различных форм фольклора и методов для развития речи детей и, прежде всего, каковы же особенности понимания форм фольклора младшими и старшими дошкольниками, с какими трудностями я могу столкнуться.

На втором этапе была проанализирована реальная материальная база в группе, ее развитие, был накоплен для дальнейшей деятельности необходимый материал, спланирована методика комплексного применения различных средств разрешения исследуемой проблемы на практике, раскрыта сущность ее реализации, определены объект, предмет, методологическая основа. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, анкеты для родителей, количественный и качественный анализ полученных данных.

На третьем этапе рассмотрены исследуемые проблемы на практике и раскрыта сущность их реализации, разработаны тематические планы.

Известно, что ребёнок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша : вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Условия формирования ведущей идеи опыта

Работа по проблеме "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" мной ведётся с 2015 года.

Цель: использовать произведения устного народного творчеств, как возможность развития речи детей раннего возраста.

Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

1. Развивать речевые способности детей раннего возраста;

2. Расширять словарный запас;

3. Формировать связную речь;

4. Расширить представления детей о многообразии устного народного творчества;

5. Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

6. Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

7. Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Концептуальность

Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы : стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.

Концептуальность опыта определяется следующими основополагающими принципами и приемами.

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия: принятие и поддержка индивидуальности ребенка, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Принцип системности: работа проводится систематически весь учебный год.

Принцип доступности: учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

Принцип интеграции: виды устного народного творчества взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи: родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Принцип научности: содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными и соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Наличие теоретической базы опыта

Данный педагогический опыт формировался под влиянием взглядов и научных работ Капицы О. И., Виноградова Г. С., Аникина В. П., Мельникова М. Н. Мною были изучены и использованы программы :

- Программа "Мы в Мордовии живем" является региональным образовательным модулем программы дошкольного образования (под ред. О. В. Бурляевой и др.).

Целью данной программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-эстетического, физического развития. Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении. Данный модуль программы предполагает организованную деятельность педагога с детьми, проведение режимных моментов и самостоятельной детской деятельности.

В представленных материалах сделан акцент на ознакомление дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой и фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно – прикладным искусством, подвижными играми).

Программа «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры», авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева определяет новые ориентиры в нравственна патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Одним из приоритетных направлений данной программы является широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому, сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности в нашем ДОУ. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса немаловажное значение имеет педагогически и эстетически грамотная организация предметно-пространственной среды. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа

Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:

1. проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

2. проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций;

3. специальные игровые задания;

4. досуги;

5. консультативная работа с воспитателями и родителями;

6. свободно-самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.

Анализ результативности.

Результативность опыта работы по развитию речи отслеживается регулярно. Мониторинг проводится в начале и в конце учебного года. Результаты, полученные в ходе мониторинга, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе устного народного творчества сказывается на расширении словаря детей. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.

При этом использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.

При реализации данной темы накоплена большая материальная база:

-Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

-Составлена картотека по русским, мордовским, татарским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «Раю-раю» и др.

-Изготовлены книжки-малышки по устному народному творчеству;

-Пополнено аудио и видео-картотека со сказками;

-Проводятся викторины;

-Конкурсы и выставки детских рисунков;

-Открытые мероприятия и праздники;

-Анкетирование;

-Беседы;

-Индивидуальные и групповые консультации;

-Родительские собрания;

-Помощь родителей при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;

- Совместные выставки работ.

Проделанная работа дала следующие результаты:

У детей улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие. Сформировались знания о культуре русского народа.

Разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре.

Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских, мордовских, татарских народных сказок.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, использование устного народного творчества действительно является одним из ведущих методов обучения детей дошкольного возраста.

Перспективой дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Трудности и проблемы при использования данного опыта.

В настоящее время появился целый ряд образовательных программ, технологий, методических пособий посвященных изучению фольклора детьми дошкольного возраста. Они имеют разную степень развернутости. Поэтому сложно разобраться в их многообразии и выбрать основное. Применять их так, чтобы не перегружать ребенка лишней информацией, а заинтересовать, увлечь.

Адресные рекомендации по использованию опыта :

Весь материал по развитию связной речи посредством использования жанров устного народного творчества может быть использован в практической деятельности воспитателей.

Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю не только внутри детского сада, активно участвую в городских и республиканских мероприятиях:

на уровне образовательной организации:

• выступление на педагогическом совете №3 МАДОУ «Детский сад №89» на тему «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (2015г.);

• открытый просмотр НОД «Пирожки для бабушки и дедушки» (с элементами фольклора) для воспитателей МАДОУ «Детский сад №89» (май, 2015г.);

• открытый просмотр НОД «Теремок» (с элементами фольклора) для воспитателей МАДОУ «Детский сад №89» (май 2016г.);

• открытый просмотр НОД «Курочка Ряба на новый лад» (с элементами фольклора) для воспитателей МАДОУ «Детский сад №89» (май 2017г.)

на муниципальном уровне:

- круглый стол ГБУ ДПО «МРИО» по проблеме «Экспериментальная деятельность дошкольников в современных условиях:опыт работы». (ноябрь 2015г.);

- выездной практический семинар для инструкторов по ФК ДОУ РМ «Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях дошкольной организации». Выступление на тему «Проведение динамического часа с детьми младшего дошкольного возраста» (на базе МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида», октябрь 2015г.).

Для обмена опытом, общения с коллегами, размещением собственных разработок я создала личную страницу на сайте MAAM.ru и Продленка https://www.maam.ru/users/410880, https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/171272.html, так же делюсь опытом работы на сайте детского сада.

Личная страница на сайте МАДОУ: https://ds89sar.schoolrm.ru/sveden/employees/11228/200350/

Публикации по теме:

Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова… Оно объясняет.

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Доклад из опыта работы «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,чем тот,.

Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста «Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»Устное народное творчество.

Обобщение педагогического опыта «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Презентация на тему «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Проект на тему «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Разработчик: воспитатель Шищенко Лидия Алексеевна Вторая.

Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов»Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24" г. Майкоп Проектная деятельность.

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами сказки» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 60» Малыгина О. Г. Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами сказки». В конце.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 07:16
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД