Папки-передвижки

Представление педагогического опыта

Елена Чужайкина
Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта

Чужайкина Е. Ю. ,

воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения городского округа Саранск

«Детский сад №1»

Я, Чужайкина Елена Юрьевна, работаю воспитателем в МДОУ «Детский сад № 1». Стаж педагогической работы 9 лет, в данном детском саду 6 лет. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИТК. В 2014 году прошла курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО (КП) С «МРИО».

При работе с детьми большое внимание уделяю развитию речи через малые формы фольклора младшего дошкольного возраста.

Публикация «Представление педагогического опыта» размещена в разделах

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Актуальность выбранной педагогической идеи определяется тем, что знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаю их к нравственным человеческим ценностям. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

К сожалению наш могучий русский язык «теряет» себя, свой колорит, красоту. Зато адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. Они отличаются яркостью, интонационной насыщенностью, что в свою очередь не может не отразиться на развитии речи ребёнка. И чем раньше мы начнём знакомить малыша с фольклором, тем быстрее он научится говорить, выражать свои мысли, эмоции.

Попадая в мир, ребенок включается в культуру через множественность культурных практик, среди которых важное место занимает народная игра. В течении долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым, народы России передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили не разрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Русская народная игра – это наша историческая память.

Дети от природы очень любознательны, и я верю, что если их заинтересовать, с помощью фольклора можно решить множество задач и проблем, связанных с развитием ребёнка.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Для успешной работы по формированию речевому развитию детей младшего дошкольного возраста через малые формы фольклора, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:

Цель:

Содействие развитию представления детей об окружающем мире через использование в воспитательно-образовательном процессе потешки.

Задачи:

-знакомить с народными потешками;

-расширять кругозор детей, обогащать их речь;

-формировать отношение к окружающему миру.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области устного народного творчества закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Данный опыт продолжает разработку этой проблемы, связанной с использованием малых форм фольклора в развитии познавательной активности детей, формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Ведущая педагогическая идея заключается в формировании у детей к малым формам фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песен, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное к концу года дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер. Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев. Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

Цель:

Систематизиция методов и приемов для развития речи детей младшего дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

Задачи:

• Освоение разговорной речи;

• Расширение словарного запаса;

• Воспитание звуковой культуры речи;

• Формирование связной речи;

• Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

• Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

•Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

• Установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;

•Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями, так как произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

• Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Для реализации поставленных целей использую такие формы работы, как беседы, НООД, чтение, отгадывание загадок, игры, развлечения.

Анализ результативности.

Опыт работы, который я накопила, показывает, что проводимая работа позволяет открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к устному народному творчеству, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т. е. заложить основу литературного развития детей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения устного народного творчества, с развитием их художественно – речевой деятельности. Круг чтения в данном возрасте составляют главным образом произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, игры, загадки, сказки. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Произведения устного народного творчества являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство детей с фольклором, а затем и закрепление происходит через различные формы организованной деятельности детей, совместную деятельность детей и взрослых вне занятий, работу с родителями.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать речевое развитие устного народного творчества у детей младшего дошкольного возраста.

Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимает особое место в воспитании. Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. Работая с детьми раннего возраста, заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей решила использовать русский народный фольклор, который затрачивает интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, это - детский фольклор.

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 1» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Развлечения, литературная викторина по развитию речи с использованием фольклора, представление педагогического опыта размещены на международном образовательном портале maam.ru в моем личном блоге, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.

https://www.maam.ru/users/chuzaikina73

ds1sar@schoolrm.ru

Публикации по теме:

«Электронное портфолио педагога, как форма представления педагогического опыта» В современное время, в условиях реализации ФГОС, высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Отсюда, создание.

Обобщение педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта работы воспитателя МАДОУ д\с №12 Андрусенко Натальи Юрьевны 1988 г. р., образование высшее, педагогический.

Обобщения педагогического опыта Обобщение педагогического опыта Развитие двигательной активности младших дошкольников по средствам подвижной игры. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Ребенок.

Портфолио педагогического опыта Видео Портфолио педагогической деятельности Яушевой Раисы Васильевны, воспитателя МДОУ д/c №103 г. о. Саранск (общий стаж - 38 лет) сформировано.

Представление педагогического опыта по формированию у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности Предоставление педагогического опыта по формированию у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности Свою работу начала с.

Представление педагогического опыта «Формирование у младших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Я работаю над инновационным проектом «Формирование у младших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» с 2011 года. Детство это.

Представление педагогического опытаПредставление педагогического опыта При работе с детьми большое внимание уделяю физическому развитию, а именно, подвижной игре, как средству развития основных движений у детей.

Представление педагогического опыта Представление педагогического опыта Макушкиной Н. И., воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения городского округа.

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года-2016» Здравствуйте Уважаемые коллеги, сегодня хочу поделится с Вами моей презентацией для конкурса " Педагог года 2016" в номинации " Воспитатель.

Тема по самообразованию. Накопление собственного педагогического опыта Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в большинстве дошкольных организаций является труднореализуемой частью.

Автор публикации:
Представление педагогического опыта
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 10:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД