Анастасия Белая
Представления старших дошкольников о гендерных ролях
▼ Скачать + Заказать документы
А. В. Белая
Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия
Аннотация. В современном мире между проявлениями мужского и женского начала стираются границы. Значительную роль в этом играют существующие у людей представления о гендерном поведении, которые начинают формироваться в детстве. Очень часто дети видят искаженные формы поведения и воспринимают их как норму. Поэтому очень важно формировать у детей адекватные представления о гендерных ролях. Целью исследования являлось выявление представлений о гендерных ролях у детей дошкольного возраста. Задачами исследования являлось выявление особенностей представлений детей о гендерных ролях своего и противоположного пола, о собственной гендерной роли как представителя определенного пола в настоящем и будущем. Методы исследования: проективный (рисуночная методика, беседа. Результаты: у исключительного большинства детей уровень развития представлений о гендерных ролях является средним, оценивание себя как представителя определенного пола находится в пределах нормы.
Публикация «Представления старших дошкольников о гендерных ролях» размещена в разделах
Ключевые слова – гендерные роли, адекватные представления, старшие дошкольники.
I. ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе важной проблемой является гендерное воспитание детей. Это обусловлено тем, что размываются границы между мужским и женским поведением, мужчины становятся более феминными, а женщины более маскулинными. Данные изменения стали следствием разрушения традиционных стереотипов поведения полов, когда у детей нет четких представлений о гендерном поведении и его модели [1].
В детстве у детей формируются представления о гендерном поведении, которые влияют на его последующую жизнь, на взаимоотношения с противоположным полом. Дети бессознательно усваивают модели поведения представителей своего пола, наблюдая и подражая взрослым. Особенно сензитивен в этом смысле старший дошкольный возраст (5-7 лет, когда происходит становление самосознания личности и ее структурного компонента – половой идентификации [2].
Проблемой является то, что некоторые современные девочки проявляют грубость, им не свойственно проявление нежности, ласки, терпения, что ранее являлось традиционными в их поведении. А мальчики, в свою очередь, потеряли уверенность, мужественность, стали очень «мягкими».
Безусловно, одним из важнейших факторов данной проблемы являются искаженные представления о гендерном поведении и само поведение родителей, воспитателей, других взрослых. Поскольку именно в дошкольном возрасте, основным интересом для ребенка является мир взрослых, на которых он хочет быть похож, которые имеют для него большой авторитет. Поэтому важно не упустить возможности уникального дошкольного периода в развитии ребенка. Необходимо объединить усилия родителей и воспитателей, чтобы помочь ребенку осознать необратимость, уникальность его пола, сформировать у детей адекватные представления о гендерных ролях. Для этого необходимо знать существующие представления детей [3].
II. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Исходя из выше изложенного, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит очень важная задача по созданию условий для формирования у детей адекватных представлений о гендерных ролях. Но, к сожалению, сегодняшняя система образования, комплексные программы воспитания, обучения и развития детей недостаточно учитывают гендерный аспект в воспитании, они ориентированы на ребенка определенного возраста с общими нормами развития.
Актуальность данной проблемы позволила провести исследование с целью выявления особенностей представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола. Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. изучить теоретические основы формирования адекватных представлений о гендерных ролях в условиях дошкольного образования;
2. организовать исследование и провести диагностику формирования у детей адекватных представлений о гендерных ролях на примере старших дошкольников в условиях дошкольного образования;
3. провести анализ и интерпретацию данных;
4. сделать выводы по результатам исследования.
III. ТЕОРИЯ
Проблема гендерного воспитания вызывала интерес в обществе с древних времен и во многих сферах человеческой жизни. В нашей стране у истоков разработки данной проблемы стояли такие известные ученые, как В. М. Бехтерев, А. В. Нечаев, И. П. Павлов, М. М. Рубинштейн.
В начале XX столетия отечественные ученные (Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский) изучали возможности и особенности гендерного воспитания дошкольников, но уже к середине столетия им пришлось прекратить свои исследования из-за социальной ситуации в стране. Только в 60-70 годы вновь вопрос о половом воспитании продолжили разрабатывать. Ученые подчеркивают мысль о том, что от первичной половой социализации зависит очень многое в жизни ребенка, формирование его личности – уверенности в себе, установок, эффективности общения с людьми, с членами своей семьи [4].
Различия между полами обнаруживаются уже в эмбриональный период, поэтому очень важно обучать ребенка соответствующему половому поведению с момента самого рождения. Учеными было доказано, что половые различия в поведении детей проявляются уже в раннем детстве (Г. Ю. Акиншикова, Л. А. Арутюнова, Т. П. Хризман). Поэтому важно не упустить этот период и начинать своевременное формирование у детей адекватных представлений о гендерных ролях [5].
Ученые выделяют различия, существующие у девочек и мальчиков, которые касаются самых разных сторон их развития и поведения: интеллекта, эмоций, межличностных отношений. Так, например, Т. П. Хризман утверждает, что у них «разная стратегия мозга». Эмоции девочки ярче выражают, они более открыты, лучше адаптируются к новым условиям, нежели мальчики [5].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости осуществления целенаправленной работы по формированию у детей адекватных представлений о гендерных ролях, но при этом недостаточно освещены вопросы существующих у детей представлений о гендерных ролях и психолого-педагогические условия их формирования. Что и обусловило проблему нашего исследования: Каковы особенности представлений старших дошкольников о гендерных ролях?
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Эмпирическое исследование было осуществлено нами на базе бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 341» в марте 2018 года. В исследовании приняли участие 12 детей дошкольного возраста. Целью исследования являлось выявление представлений о гендерных ролях у детей дошкольного возраста. Задачами исследования являлось выявление особенностей представлений детей о гендерных ролях своего и противоположного пола в настоящем и будущем; о собственной гендерной роли как представителя определенного пола в настоящем и будущем.
Для диагностики были использованы следующие методики: беседа о половых ролях (А. М. Щетинина, О. И. Иванова, рисунок на тему «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан, З. Василяускайте).
Результаты беседы по уровню сформированности представлений о себе как представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях распределились следующим образом. У большинства детей (10 человек – 75%) выявлен средний уровень представлений о гендерных ролях. Данная группа детей понимает, что пол необратим, оценивает себя в целом положительно, знает, как ведут себя мальчики и девочки, перечисляет их отличительные признаки, а также называет некоторые функции мальчика и девочки в настоящее и будущее время.
Дети называли достаточно полно отличительные признаки девочек и мальчиков: «Девочки красят губы», «Мальчики носят черные костюмы». С помощью наводящих вопросов могли рассказать о качествах разных полов: «Девочки красивые, умные», «Мальчики смелые, сильные».
И лишь у четвертой части детей (3 – 25%) выявлен высокий уровень, т. е. у них сформировано понимание о необратимости пола, присутствует эмоционально-положительное отношение к себе и в целом к выполнению своих полоролевых функций. Также дети знают ряд своих функций в настоящем и будущем и позитивно их принимают.
Ответы детей были развернутыми, они объясняли причины необратимости: «Такого не бывает», «Это может быть только в сказке», также они говорили о функциях разных полов в семье: «Женщина должна шить, готовить кушать», «Мужчина должен откапывать машину, ее ремонтировать».
Ребенку предлагалось нарисовать трех человечков: «плохой мальчик (девочка)», «хороший мальчик (девочка)», «я». Данная диагностическая методика проводилась с целью выявления уровня самооценки ребенка в гендерном контексте.
При анализе детских рисунков было установлено, что отношение к себе как представителю определенного пола находится в пределах нормы у исключительного большинства детей – у 10 (83,3%). Их детский «автопортрет» часто был разукрашен, дети дорисовывали дополнительные детали (узоры на платье, духи). Размер рисунка примерно совпадал с размером «хорошего мальчика (девочки)». Рисунок дети располагали в центре листа или немного выше, использовались яркие цвета.
К сожалению, 2 ребенка (16,7%) имеют низкую самооценку. Дети забывали нарисовать основную деталь (глаза, туловище, использовали темные тона, располагали «автопортрет» внизу листа.
V. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По полученным результатам нашего исследования, у исключительного большинства детей старшего дошкольного возраста, принимавших в нем участие, уровень развития представлений о гендерных ролях является средним. Положительным результатом исследования можно считать то, что оценивание себя как представителя определенного пола находится у большинства детей (83,3%) в пределах нормы. Это может объясняться и возрастными особенностями детей – для дошкольников характерна в целом завышенная самооценка.
Таким образом, это еще раз подтвердило актуальность заявленной нами проблемы и необходимость создания условий для формирования адекватных представлений о гендерных ролях у детей. Именно воспитатели и родители на ранней стадии развития ребенка должны содействовать накоплению социального опыта в выполнении гендерных ролей, осознанию себя как представителя определенного пола с позиций духовно-нравственных ценностей.
Научный руководитель – И. Н. Рассказова, к. психол. н, доцент кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Омск, Россия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. / Под ред. А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой. М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 416 с.
2. Арчер Д. Половые роли в детстве: структура и развитие. Детство идеальное и настоящее. Новосибирск: Медиа мастер, 2004. 210 с.
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Формирование гендерной идентичности. М: Творческий центр СФЕРА, 2013. 128 с.
4. Щетинина А. М, Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. М. : Творческий центр «Сфера», 2013. 128 с.
5. Еремеева В., Хризман Т. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб. : Предисловие, 2014. 97 с.