Предупреждение нарушения чтения и письма

Светлана Кобец
Предупреждение нарушения чтения и письма

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучать ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет учиться в школе.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса, бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой, особенно по русскому языку.

Известны семьи, в которых из рода в род, «по наследству», как они говорят, все дети легко усваивают не только чтение, но и грамотное письмо («без всякой грамматики пишут без ошибок»).

Такая «врожденная» грамотность может быть объяснена, во-первых, сильно развитым зрительным вниманием и памятью; во- вторых, родители таких детей уже в раннем возрасте играют с ними в звуки и слова.

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико – фонематического и лексико – грамматического.

Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха (умения различать одни звуки от других, фонематического слуха и синтеза (выделение определенного звука из слова или составление слов из заданных звуков).

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развития мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому); составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по заданному началу или концу и т. п.).

6. Совершенствование пространственно- временных ориентировок на себе, на листе бумаги (право, лево, верх, низ; развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь»); рядоговорение (времена года, дни недели).

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений (узнать какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.).

9. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, слово, предложение); составление схем и т. д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями, для предупреждения ошибок чтения и письма.

Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной, если логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия.

Публикации по теме:

Наши детиНаши дети Одним из приоритетных направлений в дошкольном учреждений является работа по коррекции и развитии речи. Есть дети, которым необходима.

Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы.Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы. Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Предупреждение нарушения чтения и письма
Опубликовано: 11 марта 2015 в 10:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
30 января. День парашюта на МААМ

Если уж самолёт падает, то лётчику крупно не повезло. И поделать с этим ничего нельзя. Так думали люди в начале ХХ века, на заре эры авиации. Но так думали не все. 38-летний энтузиаст Глеб Котельников в...

30 января. Международный день круассана

За право называться родиной круассана борются Франция, Польша и Австрия. У каждой из претенденток своя версия происхождения этой сдобной выпечки. Хотя для спора нет никаких оснований — булочка в виде...

Дидактическое пособие «Разноцветные мышки»
Когда мой младший сыночек был совсем маленький, ему очень нравился развивающий мультфильм "Кошки - мышки" Алисы Самбурской. И я решила изготовить этих самых...
Консультация для воспитателей по теме: [h3] Роль театрализованной деятельности в...
Консультация для воспитателей по теме: «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии старших дошкольников». Проблема игры как...
Выступление и презентация на городском методическом объединении
1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции будущего 2 слайд В развитии ребенка с ограниченными возможностями...