Предварительная работа перед пересказом

Наталья Бердигулова
Предварительная работа перед пересказом

Всем известно, что без полноценной предварительной работы процесс актуализации словаря, а тем более пересказа художественного произведения близко к тексту невозможен. Поэтому особое внимание уделяется разбору текста.

Лексико-грамматический разбор текста включает в себя:

1)объяснение (этиологию) происхождения трудных слов и расширение семантического поля.

2)работу по звуко-слоговой наполняемости слов.

3)работу над наиболее трудными словосочетаниями и предложениями.

Следует заметить, что работа по объяснению слов и расширению их семантического поля проводится перед чтением художественного произведения.

Языковой лексико-грамматический разбор текста следует начинать с объяснения трудных слов. В эту группу входят слова непонятные детям по лексическому значению, из-за недостаточного опыта детей. Лексическое значение любого слова раскрывается в толковом словаре. Объяснение должно быть кратким, точным и доступным. Если объяснение недоступно для понимания детей, то его нужно адаптировать.

Практика работы показала, что нецелесообразно на одном занятии в старшей группе брать более 5 слов для объяснения, даже с опорой на наглядность, так как психофизические возможности детей не позволяют им удерживать в памяти большой объем информации.

Следующий этап лексико-грамматического разбора текста -расширение семантического поля слов. Если на каждом фронтальном занятии брать хотя бы одно слово для расширения семантического поля, то это дает положительные результаты в связях между лексическими темами, так как слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему. Наличие семантических полей и связей между ними позволяет ребенку более быстро производить отбор слов при пересказе. Но самостоятельно ребенок не способен смоделировать объемное семантическое поле. Этому надо учить!

Предварительная работа перед пересказом

Возьмём к примеру слово «иголка». Обратите внимание, что через одно слово «иголка» я освежила в памяти детей сразу несколько лексических тем (деревья, дикие животные, животные жарких стран, инструменты, профессии) и установила связи-мостики между ними.

Таким образом, у ребенка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле и появляется возможность более быстро производить отбор слов в процессе общения.

Звукослоговая наполняемость слов.

Работа по звуко-слоговой наполняемости слов проводится после чтения произведения, систематически в определенной последовательности и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Коррекция звуко-слоговой наполняемости проводится индивидуально и у каждого ребенка свой маршрут, но обучение детей пересказу предполагает фронтальную работу. Поэтому в предварительной работе мы берем из текста те слова, которые сложны для проговаривания основной массе детей с логопедическим заключением: ОНР 3 уровня. Для детей с более сложными диагнозами трудные для проговаривания слова заменяются более легкими, содержащими меньшее количество слогов - синонимами. Например: сворачивается-сгибается, нанизывать-надевать, мышкует-ловит. Эти синонимы гораздо быстрее актуализируются в речи детей. При этом смысловое содержание текста не меняется, а у детей отсутствуют паузы во время пересказа. В связи с этим нужно стимулировать детей к использованию в пересказах разных слов - синонимов, так как, именно этот фактор способствует развитию у них речемыслительной функции. Приемов для коррекции слоговой структуры слов существует множество, но я покажу лишь некоторые из них те, которые действительно работают. Например слова: украшение и украшения.

Этот прием опирается на кинестетические ощущения от артикуляционных укладов.

Этот прием сочетает в себе последовательные движения пальцев рук с опорой на зрительный ряд, который сосредотачивает внимание детей на артикуляционный уклад в конце слова.

Этот прием (с су-джоком) позволяет одновременно отрабатывать слоговую структуру слов и стимулировать нервные окончания пальцев рук.

тот прием основан на содружественном соотнесении артикуляционных укладов с движениями пальцев рук.

Этот прием мы назвали «рука в руке».

Используя любой прием важно помнить, что гласные звуки нужно интонировать, т. е. пропевать их. А речь педагога ни в коем случае не должна быть скандированной.

Все вышеперечисленные приемы направлены на развитие у детей оптико-пространственной ориентации, темпо - ритмической организации речи, статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции на основе тактильно-кинетических, зрительных и слуховых ощущений. Активизация зрительных, слуховых и тактильно-двигательных анализаторов в работе по звуко-слоговой наполняемости слов способствует более быстрому и прочному закреплению материала.

Работа над наиболее трудными словосочетаниями и предложениями текста.

Работа с детьми на коррекционных занятиях по развитию связной речи показывает, что фразы у детей 5-летнего возраста с речевой патологией аграмматичны и они не в полной мере овладели построением даже распространенного предложения. Поэтому из текста выбираем сложную фразу или словосочетание для объяснения и проговаривания. Опытным педагогам становится очевидно, что в предварительную работу необходимо включать трудные для понимания и употребления словосочетания и предложения. Методически правильная, грамотная и полноценная предварительная работа – залог любого пересказа и рассказа

Публикации по теме:

Фотоотчет «Лето перед школой»Фотоотчет «Лето перед школой» «Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный.

Что почитать ребенку перед сном? Книга или что почитать ребенку перед сном. Сейчас на прилавках магазинов такое разнообразие детской литературы, что многие мамы теряются.

Конспект ООД (познавательное развитие) для родителей перед родительским собранием Конспект ООД (познавательное развитие) для родителей перед родительским собранием. Тема: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». Подготовительная.

Консультация для родителей «Лето перед школой» Итак, скоро во вех детских садах пройдут выпускные. Дети которые выпустятся из детского сада разделятся на 2 категории. Одни продолжат ходить.

Планирование работы с детьми перед занятием перед рисованием 1. Рисование Тема: «Снегири и синички на кормушке» Предварительная работа: Рассматривание плаката «Зимующие птицы» Чтение стихотворения.

Предварительная беседа на тему развлечения «Зимняя забава» Предварительная беседа на тему развлечения «Зимняя забава» Мотив: Вызвать интерес у детей к предстоящему празднику Задачи: - Воспитывать.

Предварительная работа «Ласковая песня» по программе социокультурные истокиПредварительная работа «Ласковая песня» по программе социокультурные истоки b]Предварительная работа тема "Ласковая песня" по программе социокультурные истоки. [/b]Актуальной задачей программы «Социокультурные истоки».

Родительское собрание в подготовительной группе «Последний год перед школой» Родительское собрание в подготовительной группе «Б». Тема собрания: «Последний год перед школой» Цель: Определение наиболее важных моментов.

Формирование положительной мотивации дошкольников перед образовательной деятельностью Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации дошкольников перед образовательной деятельностью». (Из опыта работы) Подготовила:.

Выступление перед ветеранами-пенсионерами «Зимние святки» Выступление перед пенсионерами–ветеранами «Зимние Святки" [/b] Ребенок: Под покровом ночи звездной Дремлет русское село Всю дорогу, все.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Предварительная работа перед пересказом
Опубликовано: 26 сентября 2017 в 17:45
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста Вопросы пожарной безопасности для детей очень важны, поэтому, родители,...
Осенний праздник во второй младшей группе «Воронушка»
«Воронушка» Осенний праздник во второй младшей группе Оборудование: Искусственные деревья «Капельки» из картона ( к каждой «капельке» прикреплена...
Фотоотчет о коллективной работе детей старшей группы «Транспорт»
В течение недели, посвященной лексической теме «Транспорт. Профессии на транспорте», дети знакомились с видами транспорта в соответствии со средой...
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс в средней группе [/b] Двадцать третье февраля. Пусть под снегом вся земля, Но готов у нас зачин: В...
Фото зарисовка «Снежные знаки зодиака»
Дорогие друзья! Не могу не поделиться с вами красотой, которую создали коллеги из образовательных учреждений нашего города. 16 февраля на городском стадионе...