Лейсан Низамова
Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Преимущества использования информационно коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Публикация «Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Следует также отметить и то, что использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером
и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к занятию. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, необходимо учитывать рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность детей, о сочетании цветов и их количества.
Для большей эффективности я строю презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в нее включаю анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые стали прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
Рассмотрим возможности использования компьютерной презентации в организованной образовательной деятельности по развитию речи детей.
В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает повествовательный тип речи, с удовольствием сочиняет сюжетные рассказы по картине. Тематика презентаций усложняется:
«Мои любимые сказки» (презентация повышает мотивацию воспитанников к рассказыванию любимой сказки по картинке).
Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых сказок на экране и они с большим желанием вливаются в работу на занятии.
«Времена года» (эта компьютерная презентация имеет ряд преимуществ, поскольку у детей появляется возможность описать природные изменения по временам года. Кроме этого, презентацию можно озвучить, включив в нее музыкальные фрагменты произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»);
Также предлагаем вашему вниманию несколько презентаций по формированию элементарных математических представлений:
«Веселый счет», «Забавная математика», «Кто где находится» (данные презентации дают возможность детям совершенствовать навыки количественного и порядкового счета, умения ориентироваться на ограниченной поверхности и т. д.)
В результате нашей работы по внедрению информационных технологий мы отметили ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:
повышение эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
- одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
- при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)
Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, классификации, сравнения, моделирования.
Важно также учесть и то, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться в практике без риска для здоровья детей.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Список литературы:
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.
4. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
5. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
6. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.