Наталья Владимировна Авдеева
Преемственность детского сада и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и школьного образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение взаимодействует с Первомайской школой, в которую поступают воспитанники нашего детского сада.
Публикация «Преемственность детского сада и школы» размещена в разделах
Наше сотрудничество с Первомайской средней школой началось более 15 лет назад. Анализируя состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что большинство из них – воспитанники нашего детского сада ‘’Утро ‘’. За многие годы картина не изменилась.
Так в 2016 учебном году выпускников детского сада №3 было 8 человек,, в 2017 учебном году – 5 человек,в 2018 году выпускников – 14 человек. Поэтому в нашем сотрудничестве были одинаково заинтересованы обе стороны.
В то время мы поняли необходимость по-новому взглянуть на проблему реализации преемственности дошкольного образования и школы, так как между нами не существовало надёжной связи. Преемственность в нашей деятельности мы сразу же стали рассматривать не только как согласованность учебно-воспитательных программ. Она должна была охватывать также цели, задачи, методы, средства, формы организации не только обучения (подготовка к школе, но и воспитания.
Не всё сразу получалось гладко, такого опыта не было, поэтому приходилось браться за многие незнакомые аспекты, совершенствуя совместную деятельность год от года. Несовпадение целей дошкольного образовательного учреждения (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, всестороннее общее развитие, становление личности ребёнка и т. д.) и начальной школы (формирование практических навыков чтения, письма, счёта и т. п.) мы постарались свести к минимуму, чтобы востребованность образования, полученного ребёнком в детском саду была ощутима и для педагогов, и для родителей. Ведь не секрет, что готовность к школе родителями часто рассматривается как определённый объём полученных знаний и умений, а то, что у ребёнка могут быть не сформированы к 7-летнему возрасту фундаментальные личностные качества, рассматривается как второстепенная задача.
Но хороший воспитатель всегда знает, что именно они (эти качества) и служат основой успешности школьного образования.
Таким образом, приоритеты были определены и сейчас мы чё тко можем сформулировать цель нашего взаимодействия: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурная адаптации дошкольника к условиям новой социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка.
Наша задача - совместно разрабатывать и реализовывать модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивать преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы воспитателей с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.
Сейчас, когда появилась тенденция раннего изучения программ для начальной школы, мы сразу договорились, что никакого дублирования школьных предметов, увлечения школьными формами обучения на занятия при подготовке к школе быть не должно. Для устранения противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы мы выработали для себя ряд условий:
• каждого возрастного этапа развития ребёнка
• Обеспечение поступательного Сохранение самоценности возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
• Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
• Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
• Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной);
• Устранение дублирования программ;
• Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
• Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
• Необходимость уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.);
Знакомство со школой происходит задолго до того, как дети становятся воспитанниками старшей группы. Педагоги школы приходят на многочисленные праздники, в наш детский сад и принимают активное участие в проведении различных мероприятий. Воспитанники детского сада тоже участвуют в жизни школы.
Воспитанники детского сада приходят в школу на экскурсию
Они с удовольствием посетили музей, учебные кабинеты, библиотеку,. Это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
ети посидят за партами, побывают на уроке, начнут воспринимать себя в новой для них роли.
По итогам работы психолога нашей школы каждый год мы имеем перед собой реальную картину уровня готовности наших будущих первоклассников к обучению в школе.. Совместно с учителями определяем детей группы риска : гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания, леворуких детей, и другое.
Имея на руках такую диагностику, мы продолжаем работу по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.
На совместных педсоветах обсуждаем результаты, намечаем пути к устранению пробелов, трудностей.
Кроме того, большое значение мы придаём работе с одарёнными детьми, чтобы они смогли в полной мере раскрывать свои таланты как можно раньше. На праздниках, концертах, занятиях мы обязательно обращаем внимание педагогов школы на таких ребят, даём им характеристики, рекомендации.
Дети приходят в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы со своей учительницей. Им не приходится привыкать к её требованиям, манере общения, технике речи.
А сколько времени экономит на уроке учитель во время адаптационного процесса у первоклассников! Заранее известно кто правша, кто левша, кого с кем нужно посадить, кто как умеет держать ручку или карандаш и много других мелочей, которые могут вносить сумятицу в учебный процесс.
На протяжении многих лет наш детский сад сотрудничает с отрядом ЮИД Первомайской школы. Наши дети всегда рады школьникам. так как их приход- это новые игры, акции, новые впечатления.
Школьники с удовольствием участвуют и в праздниках в нашем детском саду. Дети всегда внимательно их слушают, восхищаются ими – ведь они наши выпускники!
Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоении норм поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей
- Проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом” где специалисты детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников) затрагивают проблемы подготовки ребенка к школе.
Родители с удовольствием оказывают шефскую помощь малышам и воспитателям. (помощь в организации выставок, выступлении, беседы, концерты и т. д.)
Работа по организации преемственности проводится педагогическими коллективами совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности обеспечит решение проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделает переход с детского сада в начальную школу безболезненным и успешным для ребенка.
Согласованная и дружная работа наших воспитателей и педагогов, позволяет оценить адаптацию первоклассников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдениях проведённых за ним ещё в детском саду. Такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. .