МААМ-картинки

Преемственность школы и детского сада

Елена Салгалова
Преемственность школы и детского сада

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский).

Одной из задач БДОУ является подготовка детей к предстоящей учебе в школе. Переход ребенка в школу — качественно новый этап в его развитии.

Публикация «Преемственность школы и детского сада» размещена в разделах

В содержание общей подготовки (и готовности) входит психологическая, нравственно-волевая и физическая подготовка.

При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, а также уметь общаться с детьми и взрослыми.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок был физически готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, достаточную работоспособность и выносливость. Ослабленные дети часто болеют, у них быстро наступает утомляемость, вследствие чего резко падает работоспособность, что негативно отражается на качестве обучения и состоянии здоровья ребенка. Поэтому крайне важно следить за физическим развитием детей и поддерживать его необходимый и достаточный для предстоящей учебной деятельности уровень.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63, а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей, педагогов и учителей.

Сравнивая документы в поиске точек соприкосновения мы видим:

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа, это системно - деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Образование и в ДОУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность двухсторонний процесс. С одной стороны дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н. Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит, действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)

В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.

В БДОУ города Омска «Детский сад № 4» реализация преемственности осуществляется с БОУ «Гимназия №9».

Выдвигаются три вида преемственных связей : работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Работа по подготовке детей к обучению в школе осуществляется в течение всего учебного года всеми педагогическими работниками детского сада.

Инструктора по физической культуре реализуют рабочую программу, разработанную на базе основной общеобразовательной программы, формируя необходимые знания, умения и навыки детей необходимые для обучения.

Выдвигаются три вида преемственных связей : работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.

Одной из важнейших для нас задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Детский сад и школа расположены в одном микрорайоне. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры, трудом и принимать активное участие в совместных мероприятиях. Для совместной работы школы и детского сада составляется план по преемственности.

Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

Актуальность.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Цели:

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Работая над проблемой преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:

- Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;

- Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;

- Создание единой стратегии в работе с родителями;

- Обеспечение профессионального роста педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

• замену учебного блока на образовательные области

• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

• изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

Формы осуществления преемственности :

Работа с детьми:

1. экскурсии в школу;

2. участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

3. выставки рисунков и поделок;

4. встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

5. совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

6. посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

Воспитательная работа (связь детских коллективов).

Очень важное место в работе по преемственности занимает воспитательная работа (связь детских коллективов ДОУ и начальной школы). Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, походы, акции, спортивные мероприятия, выставки детского творчества).

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы : классами, кабинетами, залами, бассейном.

Спортивный зал, актовый зал, бассейн; беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети сидят за партами, бывают на уроках, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками.

Дети подготовительных к школе групп принимают участие в школьных праздниках.

Традиционно из года в год в детском саду проводятся спортивные праздники и соревнования с участием бывших выпускников ДОУ.

Для детей в преддверие новогодних праздников была проведена акция «Мастерская Деда Мороза» изготовление новогодних сюрпризов с участием детей старшей группы и школьников.

В рамках реализации проектной деятельности учениками гимназии разработаны и запланированы на февраль месяц игровые программы посвященные Дню Защитника Отечества.

Интеллектуально-развлекательная викторина по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» с участием детей подготовительной к школе группы № 8 и команды первоклассников МОУ «Гимназия № 9» запланирована в апреле.

Такие мероприятия усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия.

Работа с педагогами:

1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2. семинары, мастер- классы;

3. круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

4. проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

5. взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

6. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

7. педагогические и психологические наблюдения.

Методическая и психолого-педагогическая работа.

Сотрудничество осуществлялось на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

В течение учебного года с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и начальных классов школы в реализации современных подходов по подготовке ребёнка – дошкольника к школьному обучению, изучалась методическая и психолого-педагогическая литература, обсуждалось: содержание и требования программ дошкольного и начального общего образования, планы работы; организовывались педагогические встречи, консультационные дни.

Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомить с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и взрослых.

Огромное значение в преемственности играет взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы, основополагающими факторами здесь становится поиск точек соприкосновения форм, средств и методов дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.

Педагогическое мастерство инструкторов по физической культуре получило высокую оценку педагогов школы. Такие встречи позволяют нам педагогам-дошкольникам ориентироваться на требования школы, формировать те знания, умения и навыки, которые необходимы детям для дальнейшего воспитания и образования в соответствии с принципами дошкольной педагогики. Учителя же могут опираться на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, организовать работу в школе с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Работа с родителями:

1. консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

2. дни открытых дверей;

3. анкетирование, тестирование родителей;

4. совместное участие в спортивно - массовых мероприятиях

Работа с родителями

Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. План работы по преемственности со школой включает разнообразные формы работы с родителями: беседы, встречи, консультационные дни, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование.

Основными задачами дней открытых дверей в детском саду является : демонстрация на практике методов работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также направлений и областей, в которых получают знания наши воспитанники; информирование родителей (законных представителей) о формах, методах, средствах реализации основной общеобразовательной программы.

Просмотренные занятия и образовательные ситуации обсуждались и анализировались, учителя и родители отметили качественную работу по подготовке детей к школе.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Ожидаемые результаты

1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

2. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей

3. Мотивационная готовность детей к обучению в школе

4. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования

Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение плана совместной работы между дошкольным учреждением и школой. План совместной работы утверждается ежегодно. Составление и обсуждение проектов плана происходит еще в июне – июле для того, чтобы мероприятия планов были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольного учреждения.

Вопросы к аудитории:

1. В чём, по вашему мнению, заключается актуальность проблемы преемственности детского сада и школы?

2. Какие основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием вы можете выделить? Какие направления используете в своей работе?

3. Какие формы работы наиболее эффективны в решении этой проблемы?

4. При каких условиях проблема преемственности может быть успешно решена?

Литература:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.

3. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста : теория и практика. Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

4. Готов ли ваш ребёнок к школе. А. А. Венгер, А. Л. Венгер – М: Знание, 1994 г. – 192 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении регионального смотра-конкурса в рамках сотрудничества детского сада и школыФотоотчет о проведении регионального смотра-конкурса в рамках сотрудничества детского сада и школы В МБДОУ «Детский сад №38 «Золотой петушок» в рамках сотрудничества ДОУ и школы прошел Региональный открытый конкурс чтецов среди учащихся.

Опыт взаимодействия детского сада и спортивной школыОпыт взаимодействия детского сада и спортивной школы Цели: Цели совместной деятельности детского сада и спортивной школы – создать благоприятные условия для успешного воспитания и обучения.

Преемственность детского сада и школы. Открытое мероприятие «Большое космическое путешествие». Преемственность детского сада и школы Открытое мероприятие «Большое космическое путешествие» Место проведения: класс школы и физкультурный.

Преемственность детского сада и школы «Веселые старты»Преемственность детского сада и школы «Веселые старты» 3 марта 2017г. в рамках взаимодействия МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка», МБДОУ «Детский сад №2 «Светлячок» и СОШ №5 состоялись соревнования.

Преемственность сада и школыПреемственность сада и школы Преемственность Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Шахтёрский ясли-сад №6" и Муниципального образовательного учреждения.

Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского садаФотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада Соревнования первоклассников школы № 75 и воспитанников детского сада №34. Данное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы.

Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта. Раиса Ширяйкина Аналитическая справка.

Взаимодействие детского сада и школы — фотоотчетВзаимодействие детского сада и школы — фотоотчет 1. Важным направлением психолого-педагогического сопровождения нашего детского сада является подготовка детей к школе. Для успешной адаптации.

Взаимосвязь детского сада и школы по предупреждению дисграфии у детей Взаимосвязь детского сада и школы по предупреждению дисграфии у детей. «Когда на небе загорается звезда, То на земле рождается ребёнок,.

Взаимосвязь детского сада и школы по предупреждению дисграфии у детей Взаимосвязь детского сада и школы по предупреждению дисграфии у детей. «Когда на небе загорается звезда, То на земле рождается ребёнок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность школы и детского сада
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 17:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД