Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС

ИННА МАЛЫШЕВА
Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС

На современном этапе, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», то есть способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. В связи с этим, важное значение приобретают сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. В статье 63 Закона «Об образовании в Российской Федерации» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования и начального общего образования. Сравнивая документы в поиске точек соприкосновения мы видим, что преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывность понимается как связь всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Так, в основу ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Рассматривая цели ФГОС начального общего образования, мы отмечаем их, как бы продолжением целей, поставленных стандартом дошкольного образования. Образование и в дошкольной образовательной организации, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей. Например, пять образовательных областей, обозначенных ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования. Если мы обратимся к портрету выпускника детского сада, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности. Основная задача детского сада, определенная стандартом, заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий, а в начальной школе учителю важно сформировать у учеников универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования. Под преемственностью мы понимаем последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. В МБДОУ Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик» реализация преемственности осуществляется с МБОУ «Раздольнинская ООШ» согласно договору о сотрудничестве. Работа ведется по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий. Перед началом каждого учебного года наша дошкольная организация и школа, заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект плана совместной деятельности на учебный год. В договоре мы обязательно обозначаем цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности дошкольной образовательной организации и школы на учебный год. Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение плана совместной работы. План совместной работы утверждается ежегодно. Составление и обсуждение проектов плана происходит еще в июне – июле для того, чтобы мероприятия были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольной организации. Работая над проблемой преемственности, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:

Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;

• Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;

• Создание единой стратегии в работе с родителями;

• Обеспечение профессионального роста педагогов.

Осуществляя совместный план работы, первоначально организуем работу с педагогами. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации и начальных классов школы в реализации современных подходов по подготовке ребёнка – дошкольника к школьному обучению, изучается методическая и психолого-педагогическая литература, обсуждается содержание и требования программ дошкольного и начального общего образования, планы совместной работы; организуются педагогические встречи, консультационные дни. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомить с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику, так как при переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Огромное значение в преемственности играет взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы. Основополагающими факторами здесь становится поиск точек соприкосновения форм, средств и методов дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО. В ряде мероприятий необходимо отметить семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий» для воспитателей ДОУ, проведенный совместно с учителями школы, результатом которого стало ознакомление и освоение педагогами технологии проектной деятельности, поисково-исследовательской деятельности. Очень важное место в работе по преемственности занимает воспитательная работа (связь детских коллективов ДОУ и начальной школы). Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, акции, посещение досуговых мероприятий в клубе, развивающих в библиотеке, спортивных мероприятий, выставок детского творчества). Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы: классами, кабинетами, залами, библиотекой, посещение праздников для первоклассников. Интерес к школьному обучению формируется и при посещении старшими дошкольниками «Субботней школы», организованной с целью предшкольной подготовки выпускников ДОУ. Такие мероприятия усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. Используются разнообразные формы работы с родителями: беседы, консультационные дни, выставки литературы, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование, выступления учителей на родительских собраниях. В начале года в подготовительной к школе группе проводится родительское собрание на тему «Ваш ребенок будущий первоклассник», на котором основными вопросами являются: подготовка ребёнка к школе, развитие познавательных и творческих способностей. Во второй половине учебного года организуются консультационные дни «Школа профессиональных родителей» по вопросам предшкольной подготовки. Огромное значение имеет и направление образовательной работы детского сада по ознакомлению детей подготовительной группы со школой. Это беседы о школе, о профессии учителя, чтение художественной литературы, изодеятельность на тему школы, сюжетные игры и другие формы работы, затрагивающие основные виды деятельности дошкольников на школьную тему. Таким образом, выбранные нами направления в работе по преемственности между детским садом и школой традиционны, но, в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного и начального общего образования, нами изменены подходы к содержанию, формам, методам, технологиям обучения и воспитания, что является основным условием преемственности, что помогает понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ свободный. – Загл. с экрана.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html свободный. – Загл. с экрана.

3. Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902180656 свободный. – Загл. с экрана.

Публикации по теме:

Использование технологии проектирования в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС до Доклад к педагогическому совету №2 «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в рамках ФГОС Добрый день, уважаемые коллеги. Я Дашкова Оксана Васильевна, воспитатель высшей категории МАДОУ д/с № 25 «Сказка», с. Красноусольский, Республики.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 19 июля 2018 в 05:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по ручному труду-мастерим дидактическое пособие на развитие...
Материал для выполнения мастер – класса: распечатки с изображением деревьев различных пород, с изображением фруктов и ягод, ножницы, клеевой карандаш....
Мастер-класс по изготовлению макета «Памятник Победы»
Мастер- класс по изготовлению макета" Памятник Побе ды» Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая Задачи:...
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста
«Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом...
Конспект занятия «Божьи коровки на ромашке»
Конспект занятия в старшей группе "Божьи коровки на ромашке" [/b] Цель занятия: 1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические...
НОД по развитию речи во 2 ой младшей группе №10 «Путешествие в страну сказок»
Методические указания: 1. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. 2. Развивать и активизировать речь детей. 3. Учить узнавать и...