Получи документы

Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС

ИННА МАЛЫШЕВА
Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС

На современном этапе, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», то есть способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. В связи с этим, важное значение приобретают сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. В статье 63 Закона «Об образовании в Российской Федерации» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования и начального общего образования. Сравнивая документы в поиске точек соприкосновения мы видим, что преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывность понимается как связь всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Так, в основу ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Публикация «Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Рассматривая цели ФГОС начального общего образования, мы отмечаем их, как бы продолжением целей, поставленных стандартом дошкольного образования. Образование и в дошкольной образовательной организации, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей. Например, пять образовательных областей, обозначенных ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования. Если мы обратимся к портрету выпускника детского сада, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности. Основная задача детского сада, определенная стандартом, заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий, а в начальной школе учителю важно сформировать у учеников универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования. Под преемственностью мы понимаем последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. В МБДОУ Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик» реализация преемственности осуществляется с МБОУ «Раздольнинская ООШ» согласно договору о сотрудничестве. Работа ведется по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий. Перед началом каждого учебного года наша дошкольная организация и школа, заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект плана совместной деятельности на учебный год. В договоре мы обязательно обозначаем цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности дошкольной образовательной организации и школы на учебный год. Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение плана совместной работы. План совместной работы утверждается ежегодно. Составление и обсуждение проектов плана происходит еще в июне – июле для того, чтобы мероприятия были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольной организации. Работая над проблемой преемственности, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:

Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;

• Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;

• Создание единой стратегии в работе с родителями;

• Обеспечение профессионального роста педагогов.

Осуществляя совместный план работы, первоначально организуем работу с педагогами. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации и начальных классов школы в реализации современных подходов по подготовке ребёнка – дошкольника к школьному обучению, изучается методическая и психолого-педагогическая литература, обсуждается содержание и требования программ дошкольного и начального общего образования, планы совместной работы; организуются педагогические встречи, консультационные дни. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомить с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику, так как при переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Огромное значение в преемственности играет взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы. Основополагающими факторами здесь становится поиск точек соприкосновения форм, средств и методов дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО. В ряде мероприятий необходимо отметить семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий» для воспитателей ДОУ, проведенный совместно с учителями школы, результатом которого стало ознакомление и освоение педагогами технологии проектной деятельности, поисково-исследовательской деятельности. Очень важное место в работе по преемственности занимает воспитательная работа (связь детских коллективов ДОУ и начальной школы). Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, акции, посещение досуговых мероприятий в клубе, развивающих в библиотеке, спортивных мероприятий, выставок детского творчества). Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы : классами, кабинетами, залами, библиотекой, посещение праздников для первоклассников. Интерес к школьному обучению формируется и при посещении старшими дошкольниками «Субботней школы», организованной с целью предшкольной подготовки выпускников ДОУ. Такие мероприятия усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. Используются разнообразные формы работы с родителями : беседы, консультационные дни, выставки литературы, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование, выступления учителей на родительских собраниях. В начале года в подготовительной к школе группе проводится родительское собрание на тему «Ваш ребенок будущий первоклассник», на котором основными вопросами являются: подготовка ребёнка к школе, развитие познавательных и творческих способностей. Во второй половине учебного года организуются консультационные дни «Школа профессиональных родителей» по вопросам предшкольной подготовки. Огромное значение имеет и направление образовательной работы детского сада по ознакомлению детей подготовительной группы со школой. Это беседы о школе, о профессии учителя, чтение художественной литературы, изодеятельность на тему школы, сюжетные игры и другие формы работы, затрагивающие основные виды деятельности дошкольников на школьную тему. Таким образом, выбранные нами направления в работе по преемственности между детским садом и школой традиционны, но, в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного и начального общего образования, нами изменены подходы к содержанию, формам, методам, технологиям обучения и воспитания, что является основным условием преемственности, что помогает понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ свободный. – Загл. с экрана.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html свободный. – Загл. с экрана.

3. Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902180656 свободный. – Загл. с экрана.

Публикации по теме:

Использование технологии проектирования в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС до Доклад к педагогическому совету №2 «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в рамках ФГОС Добрый день, уважаемые коллеги. Я Дашкова Оксана Васильевна, воспитатель высшей категории МАДОУ д/с № 25 «Сказка», с. Красноусольский, Республики.

Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в других образовательных областях в условиях реализации ФГОС Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в других образовательных областях в условиях реализации ФГОС». Все, чему учат.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Статья: Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст играет важную роль.

Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC «Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС» Маркова Аксинья Романовна Воспитатель.

Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС ДО С. Б. Мусакова СПб ГБДОУ детский сад.

Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации План по самообразованию Воспитатель: Долгушева Наталья Ивановна Тема: «Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях.

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДО Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад №17» Интеграция образовательных областей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 19 июля 2018 в 05:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД