Преемственность в работе семьи и ДОУ в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников

Ольга Разинкова
Преемственность в работе семьи и ДОУ в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Современная семья переживает кризис. Экономические реформы и социальные преобразования пошатнули ее финансовую стабильность, поставив многих людей перед выбором между родительством и карьерой.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребенка в православной России, то увидим, что все нравственное воспитание шло от дома, от семьи.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на любви к маме, к своей семье, к Родине, на правильном восприятии окружающего мира. Родной дом часто называют домашним очагом, что для каждого из нас связано с ощущением тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи. Где родители — самые близкие для ребенка люди, благодаря которым он приобретает положительный опыт поведения. Мама дарит тепло и ласку своему малышу. Она и накормит, и напоит, и приласкает, и научит. Мама всегда знает, какую сказку прочитать малышу перед сном. А если он заболеет, то позаботится о нем, утешит, вылечит. Рядом с мамой всегда уютно и спокойно. В папе малыш видит пример мужества и мудрости. Когда папа дома — в семье настоящий праздник. С папой можно интересно провести время и многому научиться. И не только умениям и навыкам. Но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.

Уместно привести слова русского философа И. А. Ильина: «Ребенок получает семью как некий дар судьбы, который нельзя не отклонить, не изменить. Здесь он научается любить, верить и жертвовать. Здесь слагаются основы его характера. Именно семья дает человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Это живые источники духовной любви и духовной веры».

На занятии в детском саду с малышами, говоря о маме, мы сравниваем её доброту, тепло и ласку с солнечными лучиками. А папину силу и мужественность с солдатом, защитником семьи, Родины. В старших группах вводим понятия семьи, Родины, дома – как уютного, теплого очага, определяем роль каждого члена семьи. Доброту, справедливость, здоровье – расцениваем как необходимые условия для счастливой и полноценной жизни человека.

Сравнивая семейный уклад прошлого и настоящего, отмечается утрата духовных ценностей современной семьи. И чтобы дать родителям необходимый уровень педагогических знаний, повысить общую и духовную культуру мы вовлекаем их в образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении проводя родительские встречи, сопровождающиеся открытыми показами детской деятельности. Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают новые умения. Присутствие родителей на открытых показах детской деятельности позволяет им наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и применять дома подходящие методы воспитания. Также взрослые ближе знакомятся с друзьями своих детей, устанавливают дружеские связи с другими родителями. Такие мероприятия как: “Добрых рук мастера”, “Папин праздник”, “День рождение мамы”, “Наш семейный альбом” помогли сплотить детско-родительский коллектив, способствовали становлению семейных традиций, их распространению. Для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей проводятся беседы на темы: “Выходной день в вашей семье”, “Семейные праздники”, “Традиции вашей семьи”. В родительском уголке папы и мамы могут всегда прочитать консультации: “Влияние стиля общения в семье на развитие речи ребенка”, “Скажи мне ласковое слово”, “Роль отца в воспитании ребенка”, “Влияние компьютерных игр на психику ребенка”. Активно предлагаются родителям средства народной педагогики, которые помогут им разнообразить и обогатить общение с детьми, а значит, провести время их совместной жизни радостно, полноценно, многогранно.

Для успешной реализации духовно - нравственного воспитания необходимо создание особых педагогических условий. Суть их можно обозначить как соотношение внешних воздействий (нормы, эталоны, правила социального поведения) и внутренней психической структуры ребенка, обусловленные его психофизиологическими индивидуальными и возрастными особенностями развития. В группе создана определенная воспитательная среда. В образовательный процесс включены различного рода минутки: “Этические”, “Эстетические”, “Юмористические”, ”Творческие”. Для проведения этических минуток, разработан цикл мини-занятий “Волшебные слова”, где дети осваивают речевой этикет, проигрывают проблемные ситуации. Не остаются без внимания и этнокультурные ценности. Знакомство детей с образцами русского фольклора: сказками, народными песнями, играми, хороводами, потешками, пословицами, поговорками стали в работе с детьми традиционными. Это все является неисчерпаемым источником, резервуаром бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира, где заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки, а так же удовлетворения детской жажды физического действования, душевного общения и предоставления обильной пищи для работы ума, сердца, воображения, воспитания умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость.

Вся атмосфера, окружающая ребенка, пропитана ликующими красками радости. Поэтому в группе существуют ряд традиций, которые благотворно влияют на его настроение, способствуют воспитанию жизнерадостности и оптимизма:

традиция «Утро радостных встреч», где дети познают первые уроки добра, надежды, радости от встречи друг с другом, делятся впечатлениями о наиболее ярких событиях;

выставки детских работ, чтобы с огромной радостью показать и рассказать о своих достижениях родителям;

подведение итогов дня, где о каждом ребенке говорится доброе слово, а в «мешочек добрых дел» кладется сердечко. Какой восторг вызывает это у детей, а тем более у их родителей.

Сюрпризные моменты сопровождают ребенка ежедневно, ведь когда нужно преодолеть какие-либо трудности, то в конце малыша обязательно должна ждать награда, а значит радость. Радостное восприятие жизни и формирования чувства ее надежности является ведущим мотивом народной педагогической практики.

Совместная работа семьи и дошкольного образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников способствует созданию базиса для продолжения нравственного роста ребенка в школе. И мы надеемся, что наши выпускники, отличающиеся чуткостью восприятия, отзывчивостью, ответственностью, не потеряют свою индивидуальность и в дальнейшем, а проведенные с ними мероприятия помогут выйти из трудных ситуаций достойно, красиво, в соответствии с нормами христианской морали.

Библиографический список:

1. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Дорокова, С. Соловьёва

2. Ильин И. А. «О России»: Издательство Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2008 г. - 320с.

3. Истоковедение. Том11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009. – 320с.

4. Материалы I Фестиваля православной культуры. – Белгород, Миссионерское обозрение, 2005г. - №12.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
  • День семьи
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Преемственность в работе семьи и ДОУ в формировании духовно-нравственной культуры дошкольников
Опубликовано: 11 марта 2015 в 00:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 декабря. Праздник новогодних костюмов на МААМ

Ни один детский новогодний утренник не обходится без карнавальных костюмов. Ведь каждый малыш мечтает хотя бы на несколько часов перевоплотиться в любимого сказочного героя. Родители охотно идут навстречу...

13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду, как одна из форм трудового...
Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается позитивное...
Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1
Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1. Доброе время суток, уважаемые друзья и коллеги, заглянувшие на мою страничку! Предлагаю Вам фотозарисовку...
Конспект прогулки «Наблюдение за небом» в подготовительной группе
Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира, закрепить представления о зиме, обратить внимание на...