Ольга Трифонова
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что в русском языке слова делятся на слоги. Особенность слоговой структуры русских слов (по А. Гвоздеву) заключается в том, что сила неударных слогов в ней неодинакова. При овладении словами ребёнок научается воспроизводить слоги в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передаётся только ударный слог, затем появляется первый предударный, и, наконец, слабые неударные слоги. Опускание слабых неударных слогов, их перестановка – это свидетельство нарушения слоговой структуры слова. Сравнительную силу слогов А. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение слогов в слове и на пропуск других».
Публикация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР,» размещена в разделах
Б. Китерман решающее значение в вопросе формирования слоговой структуры слова придаёт «динамическому (громкости гласного звука) и тоновому (высоте гласного) ударению»
Исследования А. Марковой показывают, что неправильное воспроизведение слоговой структуры слова является следствием ОНР. Ребёнок с ОНР не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. У такого ребёнка отсутствует «языковое чутьё», которое в условиях нормального развития может компенсировать те или иные недочёты в овладении речью.
Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодолеть этот недостаток важно в дошкольном возрасте. А. Маркова и З. Агранович разработали систему коррекционных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая предполагает работу в 4 этапа.
1 этап «Подготовительный» (4 занятия)
Цель: усвоение речевых ритмов.
Задачи: - развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков;
- усвоение речевых ритмов (простых и сложных);
- развитие координации движений под музыку;
- развитие ручного праксиса и координации рук.
2 этап «Вербальный» (2 занятия)
Цель: восприятие и воспроизведение речевых ритмов.
Задачи: - формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний);
- обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слов;
- дифференциация слоговых рядов по длине;
- проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да, слогов с разными звуками (ма-па, па-ма, закрытых и обратных слогов (пап-ап);
- формирование умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.
3 этап «Коррекционный»
(4 занятия «Гласные звуки», 4 занятия «Слоги», 8 занятий «Слова»)
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Задачи: - формирование и закрепление понятия «гласный звук»;
- повторение звуков за логопедом с выделением ударного;
- узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом, пропевание серии звуков;
- произнесение гласных звуков в соответствии с заданным ритмом;
- формирование и закрепление понятия «слог»;
- формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытые, закрытые, со стечением согласных);
- формирование умения плавно переключать артикуляцию с одного слога на другой;
- формирование и закрепление понятия «слово»;
- усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале первых 4 классов слов;
- формирование фонематического и слогового анализа, синтеза слов.
4 этап «Заключительный» (4 занятия)
Цель: автоматизация умения воспроизводить слоговую структуру слов в связной речи на материале чистоговорок, стихов, рассказов.
Задачи: - формирование координации речи и движения;
- заучивание текстов с различными типами слогов и повторяющимися слоговыми рядами;
- чтение простых стихов с отстукиванием ритма сопряжено с логопедом, затем самостоятельно;
- составление предложений со словами различной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.