Получи документы

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Ольга Трифонова
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что в русском языке слова делятся на слоги. Особенность слоговой структуры русских слов (по А. Гвоздеву) заключается в том, что сила неударных слогов в ней неодинакова. При овладении словами ребёнок научается воспроизводить слоги в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передаётся только ударный слог, затем появляется первый предударный, и, наконец, слабые неударные слоги. Опускание слабых неударных слогов, их перестановка – это свидетельство нарушения слоговой структуры слова. Сравнительную силу слогов А. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение слогов в слове и на пропуск других».

Публикация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР,» размещена в разделах

Б. Китерман решающее значение в вопросе формирования слоговой структуры слова придаёт «динамическому (громкости гласного звука) и тоновому (высоте гласного) ударению»

Исследования А. Марковой показывают, что неправильное воспроизведение слоговой структуры слова является следствием ОНР. Ребёнок с ОНР не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. У такого ребёнка отсутствует «языковое чутьё», которое в условиях нормального развития может компенсировать те или иные недочёты в овладении речью.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодолеть этот недостаток важно в дошкольном возрасте. А. Маркова и З. Агранович разработали систему коррекционных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая предполагает работу в 4 этапа.

1 этап «Подготовительный» (4 занятия)

Цель: усвоение речевых ритмов.

Задачи: - развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков;

- усвоение речевых ритмов (простых и сложных);

- развитие координации движений под музыку;

- развитие ручного праксиса и координации рук.

2 этап «Вербальный» (2 занятия)

Цель: восприятие и воспроизведение речевых ритмов.

Задачи: - формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний);

- обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слов;

- дифференциация слоговых рядов по длине;

- проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да, слогов с разными звуками (ма-па, па-ма, закрытых и обратных слогов (пап-ап);

- формирование умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.

3 этап «Коррекционный»

(4 занятия «Гласные звуки», 4 занятия «Слоги», 8 занятий «Слова»)

Цель: формирование слоговой структуры слова.

Задачи: - формирование и закрепление понятия «гласный звук»;

- повторение звуков за логопедом с выделением ударного;

- узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом, пропевание серии звуков;

- произнесение гласных звуков в соответствии с заданным ритмом;

- формирование и закрепление понятия «слог»;

- формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытые, закрытые, со стечением согласных);

- формирование умения плавно переключать артикуляцию с одного слога на другой;

- формирование и закрепление понятия «слово»;

- усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале первых 4 классов слов;

- формирование фонематического и слогового анализа, синтеза слов.

4 этап «Заключительный» (4 занятия)

Цель: автоматизация умения воспроизводить слоговую структуру слов в связной речи на материале чистоговорок, стихов, рассказов.

Задачи: - формирование координации речи и движения;

- заучивание текстов с различными типами слогов и повторяющимися слоговыми рядами;

- чтение простых стихов с отстукиванием ритма сопряжено с логопедом, затем самостоятельно;

- составление предложений со словами различной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

Публикации по теме:

Дидактические игрыДидактические игры Дидактические игры «Слоговое домино» Цель игры: упражнять в делении слов на слоги, в сопоставлении слоговой структуры различных слов.

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Опубликовано: 14 января 2013 в 18:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Трифонова (УИ 26819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД