Рекомендации по преодолению трудностей в общении

Надежда Коновалова
Рекомендации по преодолению трудностей в общении

Дети дошкольного возраста, как правило, любят играть, рисовать, танцевать, охотливо вступают в контакты со взрослыми и сверстниками; они любознательны, инициативны и порой, как кажется взрослым, даже слишком. Однако встречаются и такие ребята, которым трудно наладить отношения со сверстниками, педагогами. Разумеется, это обстоятельство отрицательно сказывается на их развитии, на формировании личностных качеств. И тому – веские доказательства. Так, если у ребенка плохо развиты игровые и практические умения, он не может получить интересную информацию об окружающем его мире. Это обстоятельство в свою очередь порождает в характере безынициативность. И получается, что в школе такой ребенок превращается в инертного ученика, который воспринимает учение как наказание.

Неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками, которые дошкольник получает от товарищей, определяется в развитии его характера такие черты, как замкнутость, ранимость, озлобленность, обидчивость. По обоснованным утверждениям психологов, это свидетельство плохой адаптации ребенка к социальному окружению. Придя в школу, он в лице одноклассников уже не будет видеть друзей.

Нередко дети, которые испытывают дискомфорт в общении со сверстниками, сближается с близкими взрослыми и, естественно, находят в общении с ними тепло, любовь и заботу. Но уже дошкольники достаточно широко соприкасаются не только с родными и родственниками, но и знакомыми, и соседями по дому. И правильному общению с ними ребенка следует специально обучать, так как именно в этой сфере подготавливается особое отношение к своему первому учителю.

Дело обстоит в воспитании. Можно направить усилия на перевоспитание отдельных черт характера, а можно попытаться обнаружить тот трудный корень. Этот путь несравнимо сложнее. Он требует особого внимания к ребенку, к его желаниям, умениям, тревогам, он требует от взрослых определенной подготовленности в вопросах воспитания, внутренней культуры и такта. Но этот путь дает глубинные воздействия на формирующуюся личность.

Многолетние психолого-педагогические наблюдения показали, что в период дошкольного детства главный источником психологического неблагополучия детей является дисгармоничное развитие сферы общения. И главной задачей педагога есть умение распознать то, в чем содержание и характер общения не соответствуют возрасту, уровню и возможностям психологического роста, наладить адекватный коммуникативный опыт, создать эмоционально положительный фундамент.

Положительный эффект будет в том случаи, если педагог понимает суть сложной природы общения, его многоликость. Важной стороной общения выступает поступающая информация и от того, насколько она интересна, нова и одновременно адекватна познавательному уровню ребенка, во многом определяется развивающий эффект контакта.

Согласно исследованиям доктора психологических наук, профессора М. И. Лисиной в дошкольном возрасте общение детей со взрослыми развивается и проходит три этапа: в два-три года оно базируется в основном на таких контактах, как игрушки (дать или забрать, открыть или завести и др.). общение такого рода удовлетворяет детские потребности в сотрудничестве, в совместной деятельности со взрослыми как более умелым изобретательным партнером. В четыре-пять лет познавательная информация уже та основа, на которой строится коммуникативное взаимодействие младшего и старшего: «Почему?», «Для чего?». В шесть-семь лет у детей пробуждается интерес к личности окружающих людей, к своей собственной и к сверстникам. Именно в этот возрастной период развивается потребность во взаимопонимании, в уважительном отношении к своей личности, которая и реализуется посредством новой формы общения. Иными словами, за время дошкольного детства содержание коммуникативных контактов со взрослыми от практических связей переходит к познавательной, а затем к личностной информации.

Итак, рассмотрим ребенка-дошкольника, поведение которого вызывает у педагога тревогу, и нам необходимо выявить причину его психологического неблагополучия. Сосредоточим внимание на особенностях развития у него опыта общения в специально организованном наблюдении, по ходу которого отметим главный интерес, побуждающий ребенка к общению, частоту контактов, эмоциональную насыщенность, инициативность, желание возобновить коммуникативное сотрудничество со взрослыми.

С той же целью можно применить несколько ситуаций, в каждой из которой доминирует один из трех видов информации: практическая, познавательная и личностная.

В первой ситуации в игре в «Строительство» педагогом, рассказавшим ребенку о замысле и содержании игры, о том, как следует использовать некоторые игрушки, какие умения необходимы, чтобы игра получилась, дает ему возможность самостоятельно поиграть в предложенный сюжет. При этом педагог не только наблюдает за происходящим, но и оказывает необходимую помощь (помогает советом, отвечает на вопросы). Таким образом, общение строится на фоне практического взаимодействия.

Во второй ситуации педагог включает чтение и обсуждение специально подобранной новой книги, где, читая книгу, расспрашивает о прочитанном, объясняя трудные для понимания страницы. Исходя из этого, в этой ситуации доминирует познавательная информация.

В третьей ситуации это беседа с ребенком, в ходе которой затрагиваются вопросы, касающиеся родных, друзей, отношения со сверстниками, знания о семье. Это свидетельствует о доминирует личностная информация о самом ребенке и других людях.

Успех воспитательной работы достигается на основе совокупности принципов. Первый принцип строится на поэтапном продвижении к новой информации, вначале которой следует вызвать интерес к познавательной информации, углубить этот интерес, а затем развивать формы общения, побудитель которых – интерес к человеку, к его личности.

В основу второго принципа входит поддержание эмоционального комфорта, который ребенок испытывает при общении со взрослыми. Основной труд ложиться на плечи педагога, который, с одной стороны, открыто, доброжелательно относится к ребенку, подавляя в себе нетерпение, раздражение, а с другой, устанавливают равноправие, взаимоотношение, не подавляя своего партнера безбрежным морем новой информации, своими знаниями, непререкаемым авторитетом, а напротив, внимателен, следит за тем, как тот принимает и понимает новое, насколько активно стремится к нему.

Когда познавательные контакты в общении налажены, педагог постепенно приоткрывает перед ребенком мир человеческих чувств, дел, стремлений, забот. И для этого не обязательны специальные занятия, просто используется окружающая действительность.

Неоценимый материал для развития общения и чтение книг, в особенности сказок. Поступки сказочных героев в простой и доступной форме расскажут своему слушателю-читателю о характерах персонажей, об их взаимоотношениях. Так на основе усвоения личной информации будут развиваться у детей такие чувства, как понимание и сопереживание, уважение и самоуважение.

Такая методика позволит педагогу добиться умения и желания ребенка обращаться ко всем новым аспектам окружающей действительности и перед ним приоткроет новые грани жизни, которые, несомненно, обогатят его опыт.

Теперь из жизни ребенка уходят многие затруднения, сложности, а им на смену приходит неомраченная радость детства, радость открытия и познания мира.

Публикации по теме:

«Будь культурным в общении». Рекомендации для воспитателей В возрасте 5-6 лет дети знают много вежливых слов. Но часто ли пользуются ими? "Здравствуйте", "До свидания", "Пожалуйста", "Извините",.

Консультация для педагогов ДОО «Преодоление трудностей коммуникативного поведения у детей с ОВЗ в условиях ДОО» Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в бедности контактов со сверстниками.

Педагогический проект «Ребенок в общении с миром животных» 1 этап – Целеполагание Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель,.

Практикум для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций Цель: обучение модели урегулирования конфликтов. Психолог. Начнем работу по кругу со слов: «Когда я вижу конфликт…» Психолог. Сегодня на.

Программа группового консультирования родителей в преодолении трудностей в период кризиса трех лет Программа группового консультирования родителей детей дошкольного возраста, в преодолении трудностей в период кризиса трех лет Цель программы:.

Программа по преодолению тревожности у детей с нарушением речи Программа по преодолению тревожности у детей с нарушением речи 1. Программа коррекционной работы Целью формирующего этапа работы явилось.

Рекомендации для родителей, которые помогут вашему ребенку избежать некоторых трудностей перед школой 1) Организуйте распорядок дня: • стабильный режим дня; • полноценный сон; • прогулки на воздухе. 2) Формируйте у ребенка умения общаться.

Тренинг преодоления социально-коммуникативных трудностей у детей 5–7 лет с ОНР «Мы вместе!» Тренинг преодоления социально-коммуникативных трудностей для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Мы вместе» Цель тренинга: повышение.

Взрослый и ребенок: ошибки в общении В нашем мире мы часто слышим много негатива. Порой кажется он повсюду. На улице, дома, на работе. Во всей этой суматохе люди теряют себя. Теряют.

Эмоциональное развитие в общении Каждый день, каждая минута в жизни ребенка его чему-нибудь учит, и, конечно, он в первую очередь берет пример с нас, взрослых. Поэтому,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации по преодолению трудностей в общении
Опубликовано: 5 марта 2018 в 19:25
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике — рисование...
Цель: продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками. Образовательные: закреплять представление о строении грозди...
Русская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возраста
Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и...
Сценарий развлечения с детьми 3–5 лет «Праздник цветов»
Этот цветок – самый прекрасный! Он может быть белым, а может быть красным, Может быть желтым иль розовым цветом, Словно духи ароматный при этом....