МААМ-картинки

Преодоление застенчивости посредством театрализованной деятельности

Анастасия Лушникова
Преодоление застенчивости посредством театрализованной деятельности

Лушникова Анастасия Викторовна,

воспитатель высшей категории

Описание опыта работы

Тема: «Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

«Я от души хотел бы быть любезным,

но моя глупая застенчивость так велика,

что нередко я выгляжу как человек полный высокомерия,

Публикация «Преодоление застенчивости посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

хотя меня всего лишь сковывает злосчастная моя неловкость». Остин Д.

Согласно ряду опубликованных исследований в области детской психологии одним из факторов риска отклонений от нормального развития является чрезмерная застенчивость дошкольников. Статистика утверждает, что около 40% детей, свойственны качества, совокупность которых может быть названа застенчивостью. Застенчивость, согласно Ф. Зимбардо есть «состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе».

Актуальность проблемы застенчивости заключается еще и в том, что за последние десятилетия увеличилось количество детей с эмоциональными трудностями, среди которых важное место занимает застенчивость.

Изучением проявления застенчивости у детей, психолого-педагогических инструментов ее разрешения в разное время занимались Сафин В. Ф., Кон И. С., Изард К., Зимбардо Ф., Василюк Ф. Е. и др. Этими и другими авторами были предложены различные средства коррекции чрезмерной застенчивости детей, одним из которых можно назвать вовлечение ребенка в театрализованную деятельность.

По их мнению, коррекционная работа с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

развитие позитивного самовосприятия;

повышение уверенности в себе и своих силах;

развитие доверия к другим;

снятие телесного напряжения;

развитие умения выражать свои эмоции;

развитие навыков коллективной работы.

Театрализованная деятельность дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. В процессе работы над каким –либо спектаклем (большим или маленьким) дети импровизируют роли, или инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это - словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. А это, в свою очередь, способствует повышению у детей уверенности в себе и в своих силах, развитию навыков коллективной работы.

Следующий аспект: театр - искусство коллективное. Поэтому во время подготовки спектакля, дети дисциплинируются, у них вырабатывается чувство ответственности перед партнерами и зрителями, прививается чувство коллективизма, смелость, а все это просто необходимо застенчивым детям.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Придя работать в детский сад, заметила следующую тенденцию: стихи на праздниках, роли в сценках и мини – спектаклях, дают, как правило, очень активным и уверенным в себе детям, а застенчивые почти всегда остаются в тени. Работая в подготовительной группе, было отмечено, что застенчивость присуща четырем детям, а это составляет 15%. И, зная об огромных возможностях театрализованной деятельности, решила попробовать ее в работе и по преодолению застенчивости.

Поэтому познакомилась с некоторыми программами по театрализованной деятельности (Л. Л. Штукатурова «Театр и дети», Т. А. Стряпчева «Мы играем в театр», М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Э. Г. Чурилова «Арт-фантазия» и др.).

Анализ специальной литературы позволил сделать вывод, что работа в процессе театрализованной деятельности, направленной на преодоление застенчивости, должна включать в себя игры, упражнения, этюды на:

- раскрепощение детей;

- развитие индивидуальности, творческих возможностей;

- расширение способности к импровизации, спонтанности;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности;

- формирование здоровой самооценки, уверенности в себе;

- преодоление трудностей в общении.

Все это обусловило актуальность работы по темы: «Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Поставила цель: способствовать преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Выдвинула гипотезу: если детей включать в театрализованную деятельность, то они смогут преодолеть свою застенчивость.

В соответствии с целью и гипотезой определила следующие задачи:

1. Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к театрализованной деятельности.

2. Развивать эмоциональную сферу ребенка (эмоционально откликаться на интересные события, видеть красоту людей, их поступков и т. д.).

3. Содействовать развитию позитивного самовосприятия каждого ребенка и повышению уверенности в себе и в своих силах.

4. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

5. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях с взрослыми и сверстниками.

Во время работы по театрализованной деятельности учитывала общие методические принципы. (Приложение 1)

Для диагностики застенчивости использовала методику О. В. Хухлаевой «Лесенка» (Приложение 2) и метод наблюдения.

Вся работа, направленная на решение поставленных задач, включала в себя пять разделов:

1. Театральная игра.

2. Ритмопластика.

3. Культура и техника речи.

4. Основы театральной культуры.

5. Работа над спектаклем.

1-й раздел – «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры (Приложение 3) и специальные театральные игры (Приложение 4). Мы, например, ставим в ряд стулья и они превращаются в салон автобуса или самолета, я приношу свое платье, и оно вмиг становится бальным нарядом принцессы, а группа в детском саду становится то сказочным лесом, то королевским замком.

2-й раздел – «Ритмопластика» - включают в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. (Приложение 5) Они способствуют раскрепощению, преодолению застенчивости. Детям очень нравится выполнять эти упражнения, как под музыкальное сопровождение, так и без него.

3-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. (Приложение 6) Это также способствует преодолению застенчивости, так как дети становятся более уверенными в себе, в своих силах.

4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: «Особенности театрального искусства», «Виды театрального искусства», «Культура зрителя». На практике дети познают, что театральное искусство кол-лективное, т. к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. А это помогает воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со взрослыми и сверстниками.

5-й раздел «Работа над спектаклем» - базируется на сценариях и включает в себя: «Знакомство с содержанием пьесы» и непосредственно «Работу над спектаклем». Совместная творческая деятельность вовлека-ет в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В прошлом году мы ставили с детьми спектакль «Снежная королева». (Приложение 7) Пьеса была написана в стихах, что очень понравилось детям. Дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью. В спектакле принимали участие все дети группы. Поэтому сценарий был расширен дополнительными ролями. Роль Герды в этой постановке играла «застенчивая» девочка. На эту роль ее выбрали сами дети. Девочка согласилась сразу, хотя была немного неуверенна при этом. Но поддержка со стороны педагогов и детей сделали свое дело – с этой ролью она справилась блестяще. В течение всей работы над спектаклем требования к застенчивым детям точно такие же, как и ко всем остальным. Делаю вид, что не замечаю их стеснения, произношу много одобрительных слов в их адрес. И со временем они перестают замыкаться, стараются больше, чем все остальные.

Невозможно успешно решить поставленные задачи без тесного сотрудничества с семьей. Родители зачастую недооценивают свою роль в работе по преодолению застенчивости у своих детей.

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах преодоления застенчивости посредством театрализованной деятельности осуществляю через памятки, папки – передвижки, мастер – класс, посещение театрализованных постановок.

Анализ результатов обследования воспитанников показал положительную динамику, тем самым подтвердил эффективность использования театрализованной деятельности, как средства по преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 8) Дети стали более уверенными в себе, в своих силах. Спокойно вступают в диалог, как с взрослыми, так и со сверстниками, отстаивают свою точку зрения. Повысился интерес к театрализованной деятельности. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое.

Практическая значимость опыта заключается в том, что использование его воспитателями дошкольных образовательных учреждений позволит решить вопросы, связанные с преодолением застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Данный опыт может быть использован и педагогами дополнительного образования.

В дальнейшем работа будет продолжена. Возможны поиски и использование новых путей в преодолении застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости Застенчивость – состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость,.

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Из опыта работы Позовой О. В. Тема которой я хочу с Вами поделиться «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление застенчивости посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 08:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД