Использование артикуляционной гимнастики в работе с детьми

Лидия Кармадонова
Использование артикуляционной гимнастики в работе с детьми

Тема методического объединения: «Применение инновационных образовательных технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в рамках ФГОС»

Инновационный подходКомплексы артикуляционной гимнастики по лексическим темам

Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс упражнений, цель которых состоит в том, чтобы как можно лучше развить артикуляционный аппарат ребёнка. Конечно, малыши уже с самого рождения выполняют различные непроизвольные движения при помощи губ и языка. Они ещё не умеют говорить, но пытаются издавать различные звуки, похожие на улюлюканье, агуканье, лепет или еле слышное бормотание. Эти попытки грудничка поговорить являются своего рода гимнастикой. В результате постоянных тренировок дифференцированность и точность речевого произношения у ребёнка формируется постепенно.

У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов используют артикуляционную гимнастику. Важность артикуляционной гимнастики трудно переоценить.Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Так же артикуляционная гимнастика необходима детям с верным, но вялым произношением, так называемой «кашей во рту».

Комплекс артикуляционной гимнастики выполнен в форме презентаций с оформлением, соответствующим лексической теме. Сочетание артикуляционных упражнений с определённой лексической темой способствует закреплению словарного запаса по теме, повышает интерес детей к изучаемому материалу. Для того, чтобы выработать определённый артикуляционный уклад, упражнения необходимо систематически повторять, а это довольно скучное занятие. Повторение одних и тех же упражнений, но в различной интерпретации, не надоедает детям, а каждый раз воспринимается ими по-новому. Название упражнений и сами упражнения я использовала традиционные, но обыграла их в рамках каждой лексической темы. Для точного показа артикуляционных поз использованы фотографии. Фотографии сделаны с согласия родителей. Дети всегда лучше воспринимают артикуляционную гимнастику, сопровождающуюся малыми стихотворными формами. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному артикуляционному упражнению, но и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений. В презентациях использованы стихи Цвынтарного, других авторов, частично своего собственного сочинения. Оговорюсь, что не претендую на литературные шедевры. Для меня главное, чтобы стихотворение отражало суть упражнения, было выдержано ритмически и по времени и способствовало закреплению словарного запаса детей по определённой лексической теме.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-mebel_kk8h1.pptx | 2641,19 Кб
 
Публикации по теме:

Применение современных образовательных технологий в практике логопеда ДОО Применение современных образовательных технологий в логопедической практике СП «Детский сад «Сказка» Презентация для педагогов ДОО В.

Сам себе логопед (тренинг с родителями) Эти трудные звуки При работе над формированием правильного звукопроизношения очень важна совместная работа родителями. Ведь требуется многократные.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование артикуляционной гимнастики в работе с детьми
Опубликовано: 4 января 2015 в 15:57
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Мастер-класс «Белый мишка» рисование гуашью с помощью губки
Рисование гуашью очень нравится детям. Эта краска позволяет передавать объём, фактуру. При прохождении лексической темы "Животные севера" мы с детьми решили...
Фотоотчёт об изготовлении книжки-малышки «Геометрические фигуры»
Предлагаю вашему вниманию фотоотчет занятия в средней группе по теме "Геометрические фигуры". Цель: Закрепить умение детей различать геометрические фигуры,...
Детский мастер-класс по изготовлению открытки «Ромашка» из полосок к празднику «День...
Детский мастер - класс по изготовлению открытки «Ромашка» из полосок к празднику «День матери» Цель: научить детей делать ромашку из полосок. Задачи:...