Сценарий общешкольного театрализованного представления «Да будет мерой чести Ленинград», посвященного блокаде Ленинграда

Евгения Владимировна Иванова
Сценарий общешкольного театрализованного представления «Да будет мерой чести Ленинград», посвященного блокаде Ленинграда

Сценарий

театрализованного представления, посвященного блокаде Ленинграда «Да будет мерой чести Ленинград»

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: формирование у обучающихся осознания исторического прошлого, сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Участники: ученики начальной и старшей школы.

Оборудование: презентация, видео «Страницы альбома блокадного Ленинграда», музыкальное сопровождение, инвентарь для сценки «Новый год в блокадные дни».

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, сегодняшняя наша встреча посвящена снятию блокады Ленинграда. (Слайд 1)

Кадры современного салюта 2011 года сменяются кадрами кинохроники, запечатлевшей  салют 27 января 1944 года. Стоп-кадр – фотография салюта. (Слайд 2)

Ведущая (зачитывает из альбома): Из дневника Эсфирь Густавовны Левиной. «Сегодня, 27 января 1944 года, снята блокада Ленинграда. Салют – 24 залпа из 324 орудий. Я приподняла штору. За окном зарево – красное и зеленое – ракеты. Сердце, которое привыкло сжиматься, видя пламя над городом, не сразу последовало за разумом, который знал, что это салют победы. Вышла на улицу – раскаты залпов, трещащие и ослепительные  букеты фейерверка, толпы у перекрестков, продавцы в дверях магазинов. Женщины: «Господи, вот счастья дождались». (Видео «Салют 1944 года)

Ведущий: «Память – преодоление времени, преодоление смерти. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками». Эти слова принадлежат Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, пережившему самую страшную зиму в блокадном Ленинграде. (слайды 3-5)

Ведущая: Кадры кинохроники, дневниковые записи, рисунки, фотографии – хрупкие звенья цепочки памяти. Мы бережно храним их в памяти. (видео «Альбом блокадного Ленинграда).

На экран проецируется видео перелистываемых страниц альбома с фотографиями блокадного Ленинграда.

Ведущая: Сегодня мы перелистаем страницы блокадного альбома – альбома нашей памяти.

Ведущий: Чтобы цепочка памяти не прервалась…

Затемнение. Ведущие уходят за кулисы.

Первый эпизод

  «Новогоднее чудо»

На экран проецируется  фотография довоенного Ленинграда, Сенатская площадь. (Слайд 6)

Звучит мелодия песни  «Довоенный вальс»музыка: Павел Аедоницкий, слова: Феликс Лаубе. На сцену выходят  прогуливающиеся ленинградцы: мама,девочка,мальчик,выпускница, выпускник,девушка, парень. (музыка 1)

Девочка (Пантыкина Соня): Мама завтра воскресенье, поедем на дачу?

Мальчик (Ростислав):Лучше в кино! Сейчас «Волгу-Волгу» показывают.

Выпускница (Кущева Юлия): Ты уже решил, куда будешь поступать?

Выпускник (Труфанов Саша): Да, я буду поступать в летное училище!

Выпускница (Кущева Юлия): А я буду поступать в Университет!

Звучит отрывок из песни «Довоенный вальс» (Музыка: Павел Аедоницкий Слова: Феликс Лаубе) в исполнении Иосифа Кобзона (фонограмма). Актеры образуют пары и вальсируют. (Музыка 2)

Смотрит на Невском с афиши Утёсов,

В кинотеатрах идёт «Волга, Волга». (Пантыкина Соня)

Снова Кронштадт провожает матросов:

Будет учебным поход их недолго. (Ростислав)

А за кормой, за кормой белой ночи раздумье,

Кружатся чайки над Финским заливом. (Кущева Юлия)

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы, все ещё живы,

Все ещё живы, все, все, все. (Пантыкина Соня)

Перекрывая звучание песни «Довоенный вальс»,  звучит отрывок из 7-ой симфонии Д. Д. Шостаковича – тема нашествия (музыка 3). На экране появляется текст в огне: «22 июня 1941 года» (слайд 7). Из правой кулисы на штативе выдвигается конструкция – уличный репродуктор, у него собираются артисты. Трижды звучат позывные «Широка страна моя родная» (музыка 4, а затем –  слова о нападении фашистской Германии на СССР (фонограмма).

Голос Левитана (музыка 5): Внимание! Говорит Москва. Говорит Москва. Заявление Советского правительства. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня, в четыре часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие.

На экраны проецируются кадры кинохроники, звучит песня Лебедева-Кумача В. и Александрова А. «Священная война».  Из-за кулис выходят мальчики, и маршируя уходят. Одна пара задерживается (слайд 8-9).

Девочка (Пантыкина София): Мама, куда они идут?

Мама (Свиридова Евгения): На войну!

Звучит тревожная музыка, к ней  добавляется звук летящих самолетов и падающих бомб. На экраны проецируются кадры кинохроники – летящие самолеты и падающие бомбы.

Мама (Свиридова Евгения): (останавливается в центре сцены, прикрывает руками дочь и сына)

23 июня – первая воздушная тревога в Ленинграде. Немецкая авиация бомбила Кронштадт.

К музыке добавляется звук метронома (музыка 6). На экраны проецируется фотография блокадного репродуктора  – «тарелки» (слайд 10).

Мальчик (Ростислав):  26 июня по радио начал работать метроном.

На  экраны проецируются фотографии эвакуации (слайд 11).

Выпускница (Кущева Юлия)(останавливается в центре сцены)29 июня – началась эвакуация населения из Ленинграда.

 К музыке добавляется звук рвущихся снарядов. На экраны проецируется карта Ленинграда и Ленинградской области с движущимися стрелками, отражающими наступление немецко-фашистских войск (слайд 12, музыка 7).

Девочка (Пантыкина Соня):10 июля – немецкие войска вторглись в пределы Ленинградской области.

На экраны проецируются карточки распределения продовольствия (слайд 13).

Девушка (Винникова Катя)(останавливается в центре сцены) 18 июля – введена карточная система распределения продовольствия. Рабочие и инженерно-технические работники – 800 граммов хлеба в день, служащие – 600, иждивенцы и дети – 400.

На экране кадры приближающегося поезда. К музыке добавляется стук железнодорожных колес и  резко обрывается. Гудок поезда (слайд 13, музыка 8).

Девушка (Винникова Катя)(останавливается в центре сцены) 27 августа прервано железнодорожное сообщение со страной. В город пришел последний поезд.

Мальчик (Ростислав): 2 сентября – первое снижение норм продажи хлеба населению (слайд 14).

На экраны проецируется карта Ленинграда и Ленинградской области в черно-красном кольце линии фронта.

Мальчик (Ростислав)(останавливается в центре сцены) 8 сентября пал Шлиссельбург.   Кольцо блокады замкнулось.

Ленинградцы стоят  в центре сцены, прижавшись, друг к другу в луче красного цвета.

Затемнение. Звук падающих бомб и разрывающихся снарядов.   Ленинградцы смотрят на экран (задник,  на который проецируются кадры блокадной кинохроники – летящие самолеты и падающие бомбы, пожар Бадаевских складов (слайд 15, музыка 9).

Мама (Свиридова Евгения): Неделя первая блокады,

Бои за Гатчину идут.

Горят Бадаевские склады

На низком невском берегу.

Мальчик (Ростислав):   

Мука сгорает. Над районом

Дым поднимается высок –

Красивым пламенем зелёным

Пылает сахарный песок.

Девочка (Пантыкина София):    

Вскипая, вспыхивает масло,

Фонтан, выбрасывая вверх.

Три дня над городом не гаснул

Печальный этот фейерверк.

Выпускница (Кущева Юлия):         

И мы догадывались смутно,

Горячим воздухом дыша,

Что в том огне ежеминутно

Сгорает чья-нибудь душа.

Девочка (Пантыкина Соня):                 

Не понимали, обречённо

Вдыхая сладкий аромат,

Что вслед за дымом этим чёрным

И наши души улетят.

На экраны проецируются кадры кинохроники – доставка продовольствия немецким войскам, обед немецких солдат (слайд 16).

Выпускница (Кущева Юлия): 11 сентября – второе снижение норм продажи хлеба.

Девушка (Винникова Катя): 1 октября – третье снижение норм продаж хлеба.

Выпускница (Кущева Юлия):  8 ноября пал Тихвин.

Девушка (Винникова Катя): 13 ноября – четвертое снижение норм продажи хлеба.

Мама (Свиридова Евгения): 20 ноября – пятое снижение норм продажи хлеба. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

На экране две фотографии: фото Филиппова с блокадным хлебным пайком и немецкий солдат с бутербродом (Слайд 17).

Мальчик (Ростислав (говорит, прижимаясь к маме)

Наш хлебный суточный паёк

Ладонь и ту не закрывает.

Выпускница (Кущева Юлия)

И человек, который слёг,

Теперь – всё чаще – умирает (слайд 18).

На экран проецируется лист альбома с  фотографией остановившихся троллейбусов.

Выпускница (Кущева Юлия): 8 декабря – прекращена подача электроэнергии в жилые дома, не работает транспорт и канализация.

Затемнение. Артисты уходят за кулисы. Выходят ведущие. Они листают альбом. На экран проецируются листы альбома с  фотографиями блокадной зимы. Под фотографиями подписи,  соответствующие изображениям (слайды 19-23).

Ведущая:Для ленинградцев началась самая страшная из всех блокадных зим. Сколько книг, воспоминаний, стихотворений и в каждой строке боль, страх и надежда.

Ведущий:Стихотворение  «Живи» написано через 60 лет после войны. (читает Тинякова Алина)

Саночки, саночки… лёд, лёд…

Кто-то осядет, а кто-то идет.

Окна-глазницы пустые глядят …

Только живи, Ленинград!

Холодно. Медленно. Надо шагать.

Ждут драгоценные – 125…

И метронома – тревожный набат.

Только живи, Ленинград!

По человечку, но вместе – народ,

Страх нависает, но вера – ведёт,

И одинаковы – боль их и взгляд…

Только живи, Ленинград!

Город, накрытый чужим колпаком.

Воздуха! Воздуха… С каждым глотком,

В сетке сжимается неба квадрат…

Только живи, Ленинград!

Саночки, саночки… лёд, лёд.

Свист тишину надо мной разорвет.

Карточки стисну. Вдох. Выдох. Снаряд.

Только живи…

Мальцева Диана:

«Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй. Еще никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый Ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, ее небывалое дыхание… И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник».

На экран проецируется фотография празднования нового 1942 года (слайд 24).

Мальцева Диана: Первым подарком к Новому году стало освобождение 9 декабря города Тихвина. Окончательно сорвана попытка немецких войск установить второе кольцо блокады.

На экран проецируется фотография Дороги Жизни –  машины на ледовой трассе. Артистка выходит на сцену и встает перед первой правой  ширмой с декорациями (слайд 25).

Выпускница (Кущева Юлия): 25 декабря – первое увеличение норм продажи хлеба. Рабочие и ИТР – 350 граммов хлеба в день, служащие – 200, иждивенцы и дети – 200.

На экран проецируется слайд-шоу из рисунков.

Мальцева Диана: 31 декабря 1941 года. В убежище нет света около полутора недель. Нет отопления. Сидим в темноте при коптилках. Но чувствуем себя неплохо и предполагаем, встретить новый, 1942 год. Я склеил из полуватмана небольшую елку. Делаю на нее украшения из золотой бумаги. Лучше ее подвесить к потолку…

Затемнение. Завывание вьюги. Стены блокадной комнаты. На ширмах изображены: нарисованная елка, «тарелка» – радио, комод и окно. У ширмы, где изображена елка, расположились дедушка и внук. На сцене рядом с ними стоит буржуйка и  коробка. Входит бабушка (слайд 26,27, музыка 10).

Бабушка (Ира Болгова): Ну, зачем ты испортил обои?

Дедушка (Максим Маленкий): Молчи, Ликсевна, эти обои после войны в музей возьмут! А нам все равно ремонт делать, блокадную копоть смывать…

Внук (Кустовинов Вова): На гвоздики мы повесим елочные игрушки, и будет у нас настоящая елка!

Дедушка открывает коробку, они достают игрушки и находят конфеты.

Внук (Кустовинов Вова): Дедушка, бабушка, смотрите, здесь конфеты!«Раковая шейка»,

«Мишка на севере»! И еще грецкие орехи в посеребренной скорлупе!

Бабушка (Болгова Ирина): Они висели в прошлом году на елке, их сняли и убрали вместе с

игрушками.

Дедушка (Маленкий Максим): Вот так новогодний клад! Вот так чудо!

В зрительном зале дети встают у каждого ряда. В руках у них пакетики с конфетами.

На сцену выходят ведущие.

Ведущая: Конфеты в память о тех, кто совершил беспримерный подвиг.

Ведущий: В каждом пакете ровно столько конфет, сколько  зрителей в ряду. Разделите их поровну, передавайте бережно, не уроните.

Дети передают пакеты с конфетами крайнему, сидящему в ряду. Пакет с конфетами передается от зрителя к зрителю. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года»  –  «Осенняя песня» (Октябрь).

На экран проецируются  кадры блокадной кинохроники.

Ведущая: Первая блокадная зима принесла много горя ленинградцам. Но она принесла и уверенность в том, что город не сдастся врагу. Живы! Выдержим. Победим! А в 1942 году в декабре уже продавались в магазинах елочные игрушки, и ленинградцы с удовольствием их выбирали.

На экраны проецируется лист альбома с  фотографией  декабря 1942года. Продажа елочных игрушек в одном из магазинов Ленпромторга.

Ведущий: Новый 1943 год принес драгоценный подарок – прорыв блокады  Ленинграда 18 января 1943 года! А 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда.

Ведущий: Каждый день всё дальше уносит нас от той великой трагедии и великого подвига.

Ведущая: Но мы помним! И в наших силах сделать так, чтобы  цепочка памяти не прервалась!

На экран проецируются слова песни «Ты помнишь» М. Дахие и В. Плешака. Все участники театрализованного представления и зрители исполняют песню (видео песни «Ты помнишь»).

Ты помнишь, ты помнишь, товарищ,

Пусть память о том тяжела,

Как вьюга сквозь отсвет пожарищ

По улицам мертвым мела.

Мы насмерть умели сражаться,

Мы горе испили до дна.

Ведь мы же с тобой ленинградцы –

Мы знаем, что значит война.

Ты помнишь: руины дымятся

И чей-то оборванный крик…

Но каждый здесь был ленинградцем –

Ребенок, солдат и старик.

Бессмертно блокадное братство,

Свершившее долг свой сполна…

Ведь мы же с тобой ленинградцы –

Мы знаем, что значит война.

Мы помним с тобою сквозь годы

В разрывах сплошных горизонт,

И как из промерзших заводов

Шли грозные танки на фронт.

Душе не давая сгибаться,

Мы верили – с нами страна.

Ведь мы же с тобой ленинградцы –

Мы знаем, что значит война.

Мы знали отчаянье и смелость

В блокадных ночах без огня,

А главное – очень хотелось

Дожить до победного дня,

Нам с этим вовек не расстаться,

В нас подвигу память верна…

Ведь мы же с тобой ленинградцы –

Мы знаем, что значит война.

Мы можем идти, не сгибаясь,

Под грохот орудий вдали…

Мы можем летать, не касаясь

Неверующей нашей Земли…

Во время блокады – влюбляться,

Работать, творить, жить и Быть…

Ведь мы же с тобой ленинградцы –

Мы знаем, что значит Любить!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детям о блокаде Ленинграда»Фотоотчет «Детям о блокаде Ленинграда» 27 января официально отмечается День полного снятия блокады Ленинграда. Семьдесят пять лет назад советские войска прорвали блокадное кольцо.

Фотоотчет «Беседа о блокаде Ленинграда»Фотоотчет «Беседа о блокаде Ленинграда» В рамках ежемесячного календарного планирования в нашей группе вновь состоялась встреча с Кожекиной Эльвирой Александровной заведующей методическим.

Сценарий театрализованного представления для дошкольников по сказке «Репка»Сценарий театрализованного представления для дошкольников по сказке «Репка» Театрализованное представление по сказке «Репка» для дошкольников Ведущая – Доброе утро, ребята! Вот мы с вами снова с вами встретились.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сценарий общешкольного театрализованного представления «Да будет мерой чести Ленинград», посвященного блокаде Ленинграда
Опубликовано: 29 января 2020 в 21:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

Детский мастер-класс «Подарок для папы на 23 февраля «Кораблик» (младшая группа)
23 февраля отмечается "День защитников Отечества". Папочка любимый мой, Мой чудесный дорогой, Поздравляю я тебя, С двадцать третьим февраля. В этот...
Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница»
а текущей неделе "Быть здоровыми хотим" мы с ребятами группы своей говорили о больницах, аптеках, о том, как мы туда сможем попасть. На протяжении всего...
Консультация «Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по...
Консультация для педагогов "Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по обновлению предметно-развивающей среды". Проблема...