Получи документы

Деятельностный подход в образовании дошкольников

Крутова Мария Владимировна
Деятельностный подход в образовании дошкольников

Мир стремительно меняется: научно – технический прогресс, новые идеи и технологии, конкуренция во всех сферах деятельности, непростые отношения культур и религий, необратимые изменения в природе.

Каким мы хотим видеть в будущем каждого нашего воспитанника? Это должна быть жизнеспособная, духовно, нравственно и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.

Публикация «Деятельностный подход в образовании дошкольников» размещена в разделах

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть целью современного воспитания является воспитание свободной и самостоятельной личности, личности со сформированной субъектностью.

Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы.

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, признанием дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного образования.

Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области. Это новый подход к дошкольному образованию. В дошкольной образовательной организации существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, разбитыми по предметному принципу. Обеспечение систематического интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.

Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста : познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, восприятие художественной литературы и фольклора.

В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.

Деятельность - ключевое слово обучения в условиях ФГОС. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.

Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Дадим определения понятия «деятельность» :

- деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования;

- деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий;

- деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.

Деятельностный подход - субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.

Ребенок не является пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности.

Перечислим принципы деятельностного подхода :

- принцип субъектности воспитания: воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация;

- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены :

Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития;

- принцип учета сензитивных периодов развития: ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий;

- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским:

«… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня»;

- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития. Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности : деятельность должна быть социально - значимой и общественно – полезной;

- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний;

- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Таким образом, деятельностный подход ставит перед педагогом следующие задачи:

- создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

- учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Образовательная деятельность на основании деятельностного подхода должна иметь следующую структуру:

- создание проблемной ситуации;

- целевая установка;

- мотивирование к деятельности;

- проектирование решений проблемной ситуации;

- выполнение действий (заданий);

- анализ результатов деятельности;

- подведение итогов.

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе : диалог, проект, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные, педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.

Формы самореализации дошкольников : выставки (тематические и авторские, персональные выставки детских работ, презентации, игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности, коллекции.

Итак, охарактеризовав деятельный подход, проведем сравнительный анализ традиционного процесса обучения и образовательной деятельности при деятельностном подходе :

- задействованная сторона мышления. При традиционном процессе обучения - воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная); при деятельностном подходе - творческая сторона мышления (продуктивная);

- деятельность педагога. При традиционном процессе обучения – передача знаний и истин в готовом виде педагогом ребенку; при деятельностном подходе – педагог учит детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем;

- деятельность ребенка. При традиционном процессе обучения – восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции; при деятельностном подходе – деятельность приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.

Обобщая изложенное выше, мы делаем следующий вывод: суть воспитания, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОССистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района «Системно-деятельностный.

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе. Дидактическая игра «Волшебные квадраты» Пример игры, адаптированной для решения задач познавательного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ. Хочу.

ФГОС ДО «Системно-деятельностный подход» В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении» Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании.

Сценарий тематического педсовета «Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании» Ход педсовета: Старший воспитатель приветствует коллег и озвучивает цель встречи и повестку дня 1. Вступительная часть Текст обращения старшего.

Семинар-практикум для воспитателей «Гендерный подход в образовании» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Гендерный подход в образовании» Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное.

Семинар-практикум «Системно — деятельностный подход в ДОУ, как основа реализация ФГОС» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Тема: Системно - деятельностный подход В ДОУ, как основа реализация ФГОС.

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока Л. В. Позднякова СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА. Главное направление новых стандартов – усиление.

Выступление на педсовете «Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования» " Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования». Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Деятельностный подход в образовании дошкольников
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 21:48
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД