Получи документы

Консультация для воспитателей «Роль игры в поликультурном обществе и ее влияние на процесс воспитания»

Любовь Гальчук
Консультация для воспитателей «Роль игры в поликультурном обществе и ее влияние на процесс воспитания»

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль игры в поликультурном обществе и ее влияние на процесс воспитания“» размещена в разделах

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В. В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

В концепции дошкольного воспитания ставится задача- приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников :

- развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности.

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в ходе непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов и различных видов детской деятельности.

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Народные подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра «В жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода","Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т. д.

Немало таких игр, где успех играющих зависит, прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Необходимо активно использовать в работе с детьми забытые народные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные праздники. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Бояре», «Царь Горох», «Стрельба из лука», «Стадо», «Жмурки» и др., свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни из них имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, "Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). А в играх типа "Много троих, хватит двоих", "Горячее место"сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила.

Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста. Внедряя народные мотивы, сюжет игр других народов и национальностей, роли народных любимых игрушек, устное народное творчество: потешки, загадки, поговорки в сюжетно-ролевые игры, у ребенка формируется толерантное отношение к разным народам, с которыми он непосредственно взаимодействует. Взрослые люди другой национальности вызывают интерес своими действиями, которым дети любят подрожать. Проигрывая эти ситуации общения, выполняя те или иные действия в соответствии взятой на себя ролью, ребенок действует в соответствии с народными традициями, усваивает культурные ценности, что действенно влияет на чувства ребенка. Благодаря этому у ребёнка формируется любовь к родному краю, дому, воспитывается почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна, и именно с помощью сюжетно – ролевых игр детям дается возможность окунуться в сферу жизни другого народа, проникнуться атмосферой взаимопонимания и взаимопомощи.

Для более эффективного приобщения детей к культуре разных народов, можно использовать сюжеты игр с этнокультурным содержанием. Это могут быть игры в путешествия по земному шару, по традициям народов, по родному городу, по России, по Волге, где знакомятся с культурой, географическим расположением других стран, регионов России. Пример игры – путешествия в страну дружбы.

Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов.

Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда можно говорить как о достойном участнике игры.

В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор.

Очень нравятся детям в русских играх различные попевки.

Разученные игры во время непрерывной образовательной деятельности дети широко используют в самостоятельной деятельности.

Педагогами ДОУ через различные формы работы необходимо знакомить детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Для этого в детском саду и группах должна быть создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

В группах можно создавать уголки краеведения ( альбомы и дидактические папки: «Моя семья», «Мое село», «Государственная символика России», «Москва – столица России», «Защитники Отечества», «Богатыри земли русской», флаг, герб, гимн России, мини-музей «Русская изба» и др.); делать подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости и пр.

В уголках для родителей постоянно помещать материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.

Наряду с непрерывной образовательной деятельностью организовывать праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.

Особое внимание необходимо уделять укреплению связей с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Нужно стараться, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса : чтобы принимали участие в проведение русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвовали в играх, активно обсуждали вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада, и осуществляется не только инструктором по физической культуре, а совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.

Целью данного взаимодействия является транслирование объёма знаний, необходимых старшему дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», Воспитатель:.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми» Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно,.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация «Влияние устного народного творчества на развитии речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима.

Консультация для воспитателей «Диафильмы о природе, их роль и значение» Диафильмы похожи на книги. По содержанию они чаще всего сказки или произведения детских писателей. Однако форма их показа совсем не то,.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей» Значение дидактических игр в педагогическом процессе детского сада обусловливается их правилами и содержанием, насыщенностью, характером.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в развитии двигательной активности детей» ПРОГУЛКА- это один из самых важных режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках». РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И УТРЕННИКАХ. Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется.

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский.

Консультация для воспитателей «Влияние продуктивных видов деятельности на сенсомоторное развитие дошкольников» Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания Влияние индивидуальных особенностей Высшей Нервной Деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания Под высшей нервной деятельностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль игры в поликультурном обществе и ее влияние на процесс воспитания»
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 06:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД