Приложение МААМ

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста

Алёна Валериевна Титова
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста.

2. Актуальность:

«Когда ваш ребёнок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки». И это воспоминание согреет ему душу!

(В. Сухомлинский.)

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Публикация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах

Нравственно - патриотическое воспитание нужно начинать с самого раннего возраста, так как патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Интересным направлением в духовно-нравственном воспитании является использование фольклора, малые формы литературных произведений.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, пословиц, народных сказок.

Знакомя ребёнка с пословицами, мы приобщаем его к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Русские народные сказки, песни, пословицы, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

3. Цели ознакомления с фольклором :

-Приобщение детей к русской народной культуре посредством устного народного творчества. (потешки, песенки, стихов и т. д.).

-Развитие речи, музыкальных способностей, познавательных процессов, чувства родного языка у детей; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

-Учить понимать речь взрослых, слушать и понимать потешки, песенки, заклички, колыбельные, разучивать с детьми русские народные подвижные игры, пальчиковые игры, игры с движениями.

-Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.

-Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.

Задачи занятий:

-Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким посредством слушания фольклорных произведений.

-Воспитывать любовь в семье, родной местности, малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок народных игр.

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

-знакомить детей с частями тела и лица, названиями членов семьи, некоторыми природными явлениями через фольклорные произведения, народные игры и игры – забавы.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

-Развивать музыкальные способности.

-Развивать слуховое внимание, чувство ритма и координацию движений.

-Развивать умение регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание и звуковой аппарат.

4. Существует множество мнений о роли фольклора в художественно-эстетическом развитии ребенка, его музыкальности.

5. Еще с раннего возраста ребенок соприкасается с образцами музыкального фольклора, слыша из уст мамы колыбельные («Баю - баюшки, баю», пестушки («Идет коза рогатая», «Ладушки», потешки на 2-м году жизни («Сорока –сорока», прибаутки 3-4 года («Маша- радость наша», «Расти коса до пояса», дразнилки («Дождик –дождик пуще»). Именно в песенном фольклоре дети знакомятся с окружающим миром. Песенный фольклор близок детям по певческому диапазону и дети, еще даже не умея петь, непроизвольно готовят голосовой аппарат, внутренне припевая за взрослым простые мелодии.

Игровой фольклор занимает ведущее место в младшем возрасте. Игра – важнейшее средство для развития полноценной личности ребенка. В младшем возрасте – это хороводные игры («Каравай», «Карусель») и игры-догонялки («У медведя во бору», «Кот и мыши»). Календарный фольклор – это присутствие и интерактивное участие малышей в календарно-обрядовых праздниках детского сада. Это прекрасное средство для развития музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Танцевальный фольклор - представлен хороводами и простейшими плясками, соответствующих возрасту («Сапожки», «Где же наши ручки»)

Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах прежде всего развивают музыкально-сенсорные способности ребенка.

Песенный фольклор (колыбельные, попевки, пестушки, дразнилки и т. д.)

Календарный фольклор (колядки, заклички, веснянки)

Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах (ложки, трещотки, бубны, свистульки и т. д.)

6. Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.

7. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Правильно подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. В адаптационный период с целью знакомства с ребенком можно использовать различные потешки.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях помогает ласковая потешка, она успокоит тех, кто плачет или шумит.

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, например: «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам по кочкам…»

Все возможные народные пестушки и потешки – это не просто развлечение. Это самые первые уроки для малыша.

8. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием.

Процесс одевания будет более интересным, если его сопровождать потешкой. Потешки можно интересно разыгрывать и превращать одевания в игру:

У девочек и мальчиков

Зимою мерзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам одеть!

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

Укладывая детей спать, необходимо создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Подойти к каждому ребенку, поправить одеяло, погладить по голове. Если кто-то из малышей беспокоится, присесть рядом, стараться успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять.

Если ребенку не нравится то или иное обязательное действие, например при расчесывании можно прочитать:

«Расти коса до пояса не вырони ни волоса….»

Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

9. Культурно-гигиенические навыки, являются важной частью культуры поведения, ребенок должен понимать необходимость в опрятности, чистоте, гигиене. Задача взрослого, в том числе и воспитателя дошкольного учреждения, привить ребенку культурно-гигиенические нормы.

Малые формы фольклора, используемые при формировании навыков самообслуживания и гигиены, сопровождаются показом трудового действия. Так, например, обучая детей мыть руки : заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо руки полотенцем, побуждая малышей повторить действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождая процесс умывания потешкой:

«Чистая водичка моет Кате личико, Ванечке – ладошки, а пальчики Антошке».

Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать своим личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Благодаря применению малых форм фольклора, жизнь ребенка становится ярче, интереснее, из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивается координация и ловкость.

10. Помимо потешек и пестушек большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение единения с природой, учат радоваться и солнцу, и дождю, и радуге, и весне.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

Приговорка – короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой.

В закличках и приговорках оживают явления природы: (Ночь пришла, темноту привела», действуют животные (кисонька- мурысынька, курочка- ряба, сорока- белобока и многие другие персонажи).

Через потешки, прибаутки, заклички и поговорки малыши осуществляют самостоятельный перенос действий в свои игры. Например, во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняют содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривают: «Каша вкусненька, кушай Катя», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик.

11. В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

12. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущества человека, его мечты о будущем. Герои сказок, их поступки понятны детям. В образах главных героев ярко выражены понятия: честность, доброта, благородство, человеколюбие, трудолюбие, любовь к Родине, желание оказать помощь в трудную минуту. Они становятся эталонами для поступков детей. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, доступные пониманию ребенка, - все это делают сказку особенно интересной для детей. Она является незаменимой в формировании нравственного поведения ребенка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличать добро и зло, верить в справедливость. Сказка осуждает такие качества как лень, трусость, упрямство, жадность, зависть. В сказках запечатлены черты русского трудового народа: настойчивость, смелость, свободолюбие, упорство в достижении цели, любовь к Родине.

Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ. Детям очень нравится театр кукол, сказки на ширмах в разных видах театральной деятельности.

13. Фольклор – благодатный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами и впитывает в себя то, что называется духовным наследием народа.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.

14. Воспитать патриота своей Родины ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи ответственность взрослых за свои слова и поступки, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

15. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста
Опубликовано: 24 августа 2022 в 01:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Валериевна Титова (УИ 2531331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД