Приложение МААМ

Формирование самостоятельности младших дошкольников в процессе трудовой деятельности

Татьяна Хомутинина
Формирование самостоятельности младших дошкольников в процессе трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательную учебно-воспитательную работу, системную подготовку воспитателей и её реализацию.

Публикация «Формирование самостоятельности младших дошкольников в процессе трудовой деятельности» размещена в разделах

Основная цель трудового воспитания - положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста.

Одна из важных задач трудового воспитания – развитие и формирование самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Решение этой задачи в нашем детском саду реализуется через:

• различные виды труда и их формы организации;

• создание необходимых условий

• совместную и игровую деятельность детей;

• совместную работу детского сада и семьи.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинает складываться сознательное управление своим поведением, повышается активность и стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста (Я сам! Я хочу! Я умею). Ребёнок начинает верить в свои возможности.

Как показывает практика, формирование самостоятельности проявляется в таких видах труда : в самообслуживании, хозяйственно-бытовой труде, труде в природе и ручном труде.

Самообслуживание является основным видом труда и способствует формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста :

1. У детей формируются умения и навыки самостоятельно обслуживать себя во время раздевания и одевания, аккуратно складывать снятую одежду.

2. Учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Формируются навыки самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской, горшком, вешать полотенце на место).

4. Учатся самостоятельным действиям во время еды (правильно держать и пользоваться столовой и чайной ложкой).

Поэтому, приучая детей к самообслуживанию у них формируется самостоятельность, меньшая зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

В тесной взаимосвязи с самообслуживанием развивается и хозяйственно-бытовой труд, который является, по нашему мнению, важным фактором в формировании самостоятельности младших дошкольников. Он даёт возможность воспитывать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правело, сформировано стремление по собственной инициативе включаться в выполнение трудовых действий. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребёнка, дают возможность проявить самостоятельность, активность в выполнении элементарных трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в группе, с накрыванием на стол (раскладывание ложек, тарелок, чашек, салфетниц и т. д., с подготовкой материалов к занятиям.

Также самостоятельность младших дошкольников формируется в процессе труда в природе :

• Дети учатся работать в уголке в природы (самостоятельно поливать цветы, естественно под контролем взрослых, протирать крупные листья цветов);

• Участвуют в уборке участка детского сада (осенью в сборе сухих листьев, зимой в уборке снега)

• Летом участвуют при поливе грядок с посаженными овощами);

• В группе помогают при посадке семян.

Если говорить о ручном труде, то в основном формирование самостоятельности происходит в старшем возрасте. У детей младшего дошкольного возраста трудовые действия носят форму совместного труда с взрослыми, поскольку у детей нет ещё необходимых трудовых навыков ( поддержание порядка в хозяйстве группы: ремонт книжек, атрибутов, коробок, демонстрационного материала и пр.). Однако малыши смогут, например, самостоятельно намазать клеем предложенную деталь, прижать её, подержать, пока подсохнет клей, или найти по просьбе взрослого нужный предмет и выполнить элементарные действия по ремонту.

По нашему мнению, формирование самостоятельности тесно связано с игрой. Именно в процессе игры дети проявляют свою самостоятельность. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду. При этом младшие дошкольники не осуществляют конкретных трудовых усилий : они как будто ведут машину, как будто готовят обед, моют посуду, гладят бельё. Для детей данного возраста характерен интерес к процессу трудовой деятельности, в которой и происходит формирование самостоятельности.

Как показала практика, для формирования самостоятельности в процессе трудовой деятельности необходимо создать определё нные условия:

• Очень важно вовремя помочь ребёнку;

• Наличие необходимого инвентаря для самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в природе.

• Создание оптимальной предметно-развивающей среды в группе;

• Совместный труд с взрослым;

• Тесная взаимосвязь с родителями.

Формирование самостоятельности успешно осуществляется только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о требованиях программы по трудовому воспитанию. Он дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда для формирования самостоятельности у детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить.

Воспитатель использует разные формы работы с родителями : фотовыставки; выставки детских поделок; стенды на различные темы и др.

Ошибаются те взрослые, которые считают, что выполняя всю работу за ребёнка, пекутся о его же благе, будто бы облегчают его жизнь. Взрослые должны взять за правило: никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.

Базовой основой подготовки ребёнка к самостоятельной деятельности являются знания, но накопление их в сознании ребёнка не даёт основания судить о реализации их в жизни, и поэтому другим основанием формирования самостоятельности являются умение и навык. Именно, по мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Надо продолжать формировать самостоятельность детей в процессе трудовой деятельности, расширять перечень доступных трудовых умений и навыков и обязательно сотрудничать с родителями детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Трудовая деятельность — важный фактор развития личности ребёнкаТрудовая деятельность — важный фактор развития личности ребёнка Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства, поэтому именно в дошкольных учреждениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самостоятельности младших дошкольников в процессе трудовой деятельности
Опубликовано: 23 января 2015 в 14:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование самостоятельности младших дошкольников в процессе трудовой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Хомутинина (УИ 301074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД