Татьяна Хомутинина
Формирование самостоятельности младших дошкольников в процессе трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательную учебно-воспитательную работу, системную подготовку воспитателей и её реализацию.
Публикация «Формирование самостоятельности младших дошкольников в процессе трудовой деятельности» размещена в разделах
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Основная цель трудового воспитания - положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста.
Одна из важных задач трудового воспитания – развитие и формирование самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Решение этой задачи в нашем детском саду реализуется через:
• различные виды труда и их формы организации;
• создание необходимых условий
• совместную и игровую деятельность детей;
• совместную работу детского сада и семьи.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинает складываться сознательное управление своим поведением, повышается активность и стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста (Я сам! Я хочу! Я умею). Ребёнок начинает верить в свои возможности.
Как показывает практика, формирование самостоятельности проявляется в таких видах труда : в самообслуживании, хозяйственно-бытовой труде, труде в природе и ручном труде.
Самообслуживание является основным видом труда и способствует формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста :
1. У детей формируются умения и навыки самостоятельно обслуживать себя во время раздевания и одевания, аккуратно складывать снятую одежду.
2. Учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Формируются навыки самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской, горшком, вешать полотенце на место).
4. Учатся самостоятельным действиям во время еды (правильно держать и пользоваться столовой и чайной ложкой).
Поэтому, приучая детей к самообслуживанию у них формируется самостоятельность, меньшая зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
В тесной взаимосвязи с самообслуживанием развивается и хозяйственно-бытовой труд, который является, по нашему мнению, важным фактором в формировании самостоятельности младших дошкольников. Он даёт возможность воспитывать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правело, сформировано стремление по собственной инициативе включаться в выполнение трудовых действий. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребёнка, дают возможность проявить самостоятельность, активность в выполнении элементарных трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в группе, с накрыванием на стол (раскладывание ложек, тарелок, чашек, салфетниц и т. д., с подготовкой материалов к занятиям.
Также самостоятельность младших дошкольников формируется в процессе труда в природе :
• Дети учатся работать в уголке в природы (самостоятельно поливать цветы, естественно под контролем взрослых, протирать крупные листья цветов);
• Участвуют в уборке участка детского сада (осенью в сборе сухих листьев, зимой в уборке снега)
• Летом участвуют при поливе грядок с посаженными овощами);
• В группе помогают при посадке семян.
Если говорить о ручном труде, то в основном формирование самостоятельности происходит в старшем возрасте. У детей младшего дошкольного возраста трудовые действия носят форму совместного труда с взрослыми, поскольку у детей нет ещё необходимых трудовых навыков ( поддержание порядка в хозяйстве группы: ремонт книжек, атрибутов, коробок, демонстрационного материала и пр.). Однако малыши смогут, например, самостоятельно намазать клеем предложенную деталь, прижать её, подержать, пока подсохнет клей, или найти по просьбе взрослого нужный предмет и выполнить элементарные действия по ремонту.
По нашему мнению, формирование самостоятельности тесно связано с игрой. Именно в процессе игры дети проявляют свою самостоятельность. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду. При этом младшие дошкольники не осуществляют конкретных трудовых усилий : они как будто ведут машину, как будто готовят обед, моют посуду, гладят бельё. Для детей данного возраста характерен интерес к процессу трудовой деятельности, в которой и происходит формирование самостоятельности.
Как показала практика, для формирования самостоятельности в процессе трудовой деятельности необходимо создать определё нные условия:
• Очень важно вовремя помочь ребёнку;
• Наличие необходимого инвентаря для самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в природе.
• Создание оптимальной предметно-развивающей среды в группе;
• Совместный труд с взрослым;
• Тесная взаимосвязь с родителями.
Формирование самостоятельности успешно осуществляется только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о требованиях программы по трудовому воспитанию. Он дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда для формирования самостоятельности у детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить.
Воспитатель использует разные формы работы с родителями : фотовыставки; выставки детских поделок; стенды на различные темы и др.
Ошибаются те взрослые, которые считают, что выполняя всю работу за ребёнка, пекутся о его же благе, будто бы облегчают его жизнь. Взрослые должны взять за правило: никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.
Базовой основой подготовки ребёнка к самостоятельной деятельности являются знания, но накопление их в сознании ребёнка не даёт основания судить о реализации их в жизни, и поэтому другим основанием формирования самостоятельности являются умение и навык. Именно, по мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Надо продолжать формировать самостоятельность детей в процессе трудовой деятельности, расширять перечень доступных трудовых умений и навыков и обязательно сотрудничать с родителями детей.