Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в мир птиц»

Анжела Безрукова
Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в мир птиц»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПТИЦ»

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ

в подготовительной группе

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

БЕЗРУКОВА АНЖЕЛА ПЕТРОВНА

учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР - детский сад №56 «Сказка»

г. Димитровград

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

Г. С. Альтшуллер.

Современный ребенок к 6-7 годам должен овладеть всей системой родного языка: правильно произносить все звуки, воспроизводить слова различной слоговой структуры; говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки – это и является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Логопедам хорошо известно, что полноценное овладение навыками связной речи детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения. Поэтому формирование связной речи старших дошкольников 6-7 лет с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Проведение занятий по развитию связной речи у детей с ТНР часто вызывает трудности у практикующих логопедов. Это обусловлено психологическими особенностями детей и их ограниченными речевыми возможностями. Детям с ОНР сложно организовывать и выстраивать в логической последовательности собственные высказывания. Словарный запас у таких детей беден, в свободной речи наблюдаются смысловые пропуски, аграмматизм.

Использование элементов ТРИЗ позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя; хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человечка, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Программное содержание:

1. Актуализация словаря по теме «Птицы»: глаголы - чирикают, свистят, щебечут, кукуют, курлычат, каркают; наречия - хорошо, тепло, уютно, свободно, тесно, плохо, весело, грустно; существительные – части тела птиц др. ; прилагательные

2. Развитие творческого мышления, фантазии с помощью метода морфологического анализа на примере изобретения домика для птицы с помощью кругов Луллия.

3. Учить разрешать противоречия в игре «Хорошо-плохо», самостоятельно рассуждать.

4. Закреплять умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, закреплять навык построения сложных предложений с союзом потому, что.

5. При помощи системного анализа «девятиэкранки» систематизировать и углубить знания детей о птицах.

Оборудование:

Дидактические игры «Логический поезд», «Поезд времени»; предметные картинки с изображением птиц, их домиков; схемы-таблицы: части птиц, «девятиэкранка»; цветные карандаши, листы бумаги для рисования; магнитная доска; магнитофон с записями голосов птиц; круги Лулла «Волшебные кольца»; обручи для динамической паузы;

Ход занятия:

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Для этого нам нужен транспорт. Мы составим с вами поезд из вагончиков и отправимся в путь. Все вагоны необходимо «скрепить» между собой, найти общее в предметах, изображенных на вагончиках и объяснить смысловую связь. (дид. игра «Логический поезд», на наборном полотне дети выставляют вагончики с изображенными предметами и объясняют почему выбрали именно эту картинку, составляя предложение сложной конструкции «С деревом можно скрепить птичку, потому что она вьет гнездо на ветках деревьев, или с деревом можно скрепить стол, потому что он сделан из дерева – деревянный… и т. д.)

Логопед: Поезд готов, отправляемся в страну, где живут птицы. Как может называться такая страна? (дети дают свои названия … «Мир птиц»)

Логопед: С нами в «Мир птиц» отправляется необычная птичка, она нам поможет в пути. Отгадайте ее название по первым звукам изображенных предметов. (Чива)

Логопед: Расскажем Чиве, что мы знаем о птицах? Кто такие птицы, что у них общее? (дети по таблице называют общие признаки птиц).

Дети: это живые существа, у них есть крылья, все тело покрыто перьями и хвост тоже из перьев, есть клюв и две лапки.

Логопед: Вот мы и прибыли в Мир птиц, мы закроем глаза и послушаем звуки этого мира (включается запись голосов птиц). Ребята, откройте глаза и скажите, как издают голоса птицы? Что они делают? (чирикают, свистят, щебечут, кукуют, курлычат, каркают и т. д.)

Логопед: Посмотрите внимательно вокруг себя и скажите, какое время года в этой стране? (кабинет логопеда украшен весенними цветами, изображениями разных птиц на ветках, в гнездах, на воде и т. д.) Дети называют время года, перечисляют признаки весны.

Логопед: Правильно, наступила весна и многие птицы возвращаются в свои родные места. Ребята, расскажите, а почему они возвращаются?

Дети: Это их Родина, здесь стало тепло, появляется много корма, им нужно делать домики и высиживать птенцов.

Логопед: А в каких домиках живут птицы?

Дети: В скворечнике, в гнезде, в дупле.

Логопед: Вот посмотрите какие необычные домики делают себе сами птицы. (показ иллюстраций «Варежка» - домик в виде варежки из листьев дерева, «Шалашник» - птица делает дом из прутьев в виде шалаша, «Съедобное гнездо» -птицы строят гнездо из своей слюны, «Рыжий печник» - гнездо птицы из глины и др.).

Логопед: Вот и наша птичка Чива вернулась в родные края и ей тоже нужно выводить птенцов. Она просит придумать ей необычный домик. (С помощью кругов Луллия «Волшебные кольца» дети изобретают домик для друга, на первом кольце указаны размеры: маленький, средний, большой.

На втором кольце указаны формы предметов: круг, овал, квадрат. прямоугольник, треугольник.

На третьем кольце расположены цвета.

И на четвертом кольце расположены материалы: стекло, дерево, металл, солома, бумага, пластик, шерстяные нитки;

Дети вращают кольца и по выпавшим секторам рассказывают какой получился дом (большой круглый зеленый стеклянный, или маленький треугольный красный шерстяной и т. д.) У каждого ребенка свой вариант домика.

Динамическая пауза: на полу лежат обручи – «домики».

Логопед: Домики готовы, представим, что мы все превратились в маленьких птичек и поселились в этих домиках. Глазки закрыли и представили, расскажите, что вы чувствуете. Чива говорит, что ей спокойно, тепло, уютно (дети продолжают, рассказывают с помощью игры «Хорошо-плохо» чем домик хорош, а чем плох; затем «летают» - изображают птиц, клюют, шагают по земле, пьют водицу из лужи и т. д.)

Логопед: Домики есть, в них могут расти птенцы. Чива хочет посмотреть, знаете ли вы как растут и развиваются птицы. (дид. игра «Поезд времени», детям раздаются карточки с изображением птицы в разные временные периоды: мама-птица, высиживающая яйца в гнезде - яйцо - желторотый птенец без перьев - подросший оперившийся птенец - взрослая птица; дети выстраиваются в одну линию и объясняют, почему они так встали).

Логопед: Молодцы, ребята, наша птичка довольна тем, что вы так много знаете о птицах. Давайте попробуем привести наши знания о птицах в определенный порядок – систему. Составим таблицу знаний - «девятиэкранку» (игра проводится в виде «мозгового штурма). На доске вывешивается таблица из 9 «экранов», детям задаются вопросы в стихотворной форме, они отвечают и зарисовывают схематично в таблице или выставляются заранее нарисованные схемы-карточки.

7 экран

(места обитания) 3 экран

(надсистема) 9 экран

(применение системы)

4 экран

(система в прошлом) 1 экран

(система) 5 экран

(система в будущем)

6 экран

(подсистема прошлого) 2 экран

(подсистема) 8 экран

(разнообразие видов системы)

Логопед: 1- Мы сейчас рассмотрим «что-то» (система – то есть сама птица, в первом экране рисуется птица).

2 – Это «что-то» из чего-то (подсистема, т. е. из чего состоит, части птицы, во втором экране дети называют и зарисовывают схематично части: голова, клюв, тело, крылья, хвост, лапы).

3 – Это «что-то» часть чего-то (надсистема, т. е. к чему принадлежит – стая, класс птиц, в третьем экране зарисовывается большая стая птиц).

4 – Чем-то раньше было «что-то» (система в прошлом, т. е. из чего появилась птица, в четвертом экране зарисовывается яйцо).

5 – Что-то будет с этим «что-то» (система в будущем, что может произойти с птицей)

6 – То, чем раньше было «что-то», тоже из чего-то (т. е. из чего состоит яйцо – части яйца зарисовываются).

7 – Это «что-то» проживает где-то (зарисовываются места обитания, домики птиц в седьмом экране).

8 – Много есть друзей у «что-то» (чем отличаются птицы друг от друга - размеры, окраска и т. д.)

9 – Это «что-то» нужно для чего-то (где находит применение).

Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Интересно было вам, что особенно понравилось? (ответы детей) Нашей птичке тоже понравилось и она благодарит вас всех. Чиве пора улетать, а на прощание она вам приготовила подарки (дети в гнезде находят яйца «Киндер-сюрпризы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеенкова Е. Г Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста. М.: Компания спутник +, 2004.-49 с.

2. Альтшуллер Г. С. Найди идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.

3. Афанасьева О. В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2005. 20 с.

4. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема//Педагогика детства: Петербургская научная школа. СПб.: «Адверта», 2005. -490 с, С. 218 - 234.

5. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе//Альманах Детство №1, 1998, С. 56-71.

6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. - 320 с.

7. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

8. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. 1990. - №4. - С. 5-14.

9. Власова Н. Г. Игры экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - С. 24-36.

10. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность: методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы. Ульяновск, 2001. - 69 с.

11. Дыбина О. В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. -М.: Сфера, 2002. 28 с.

12. Жмырева М. А., Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием. — Ульяновск: Симбирская книга, 2001. 63 с.

13. Зак А. З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет. М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.

14. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.

15. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-integrirovanogo-zanjatija-2_r361c.pptx | 2026,12 Кб | Скачан: 52
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Зимующие птицы» Тема: «Составление детьми творческого рассказа по картине «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ» (НОД по коммуникации – развитию речи в подготовительной.

«Зима-лето». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ Тема: «Зима – Лето» Цель: 1. Создать условия для психологического и эмоционального комфорта. 2. Систематизировать знания детей о сезонных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ «Зима — лето» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»(решение задач на противоречия) Программное.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Зима — Лето» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето» Цель: Обучать навыкам групповой работы.

Конспект ООД по экспериментально-познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологий «Спор друзей» Тема. «Спор друзей» Программные задачи: Систематизировать и уточнить представление о свойствах металла и дерева. Продолжать развивать логическое.

Конспект занятия «День рождения». Развитие речи с использованием элементов ТРИЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №191 Отдела по образованию Железнодорожного района.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ «Наш дом — природа» в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов Т Р И З «Наш дом-природа» в старшей логопедической группе. Программное.

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам» Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ на тему: «В гости к сказкам» Цель: Развивать познавательную активность, творческие возможности.

Конспект занятия в логопункте с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия в логопункте с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Цель: Дифференциация звуков С-Ш. Задачи: уточнить артикуляцию звуков [с], [ш]; закреплять правильное произношение звуков [с], [ш]; учить.

Конспект занятия по математике с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие по стране размеров» Цель: сравнение по размеру. Развитие воображения. Задачи: использовать простой приём фантазирования «Дюймовочка- Великан». Решать сказочные.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в мир птиц»
Опубликовано: 18 июня 2016 в 17:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Огородная сказка
Жили-были дед и баба. Не любили они на печи лежать да в окошко глядеть. А любили трудиться, радость и любовь людям дарить. А огород у них был волшебный,...
Фотоотчет «Снеговик»
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее...
Подарок папам на 23 февраля
Вот какие замечательные открытки сделали мои ребята из средней группы. Мы старались, мы старались, Может быть не получалось, Мы ревели и...
Наш фотоотчёт об экоуроке
В рамках проведения Всероссийских экологических уроков и с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников, в подготовительной группе «Солнышко»...
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием...
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» ( с использованием метода моделирования. Задачи:...