Папки-передвижки

Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в мир птиц»

Анжела Безрукова
Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПТИЦ»

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ

в подготовительной группе

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

БЕЗРУКОВА АНЖЕЛА ПЕТРОВНА

учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР - детский сад №56 «Сказка»

г. Димитровград

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

Г. С. Альтшуллер.

Публикация «Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ „Путешествие в мир птиц“» размещена в разделах

Современный ребенок к 6-7 годам должен овладеть всей системой родного языка: правильно произносить все звуки, воспроизводить слова различной слоговой структуры; говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки – это и является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Логопедам хорошо известно, что полноценное овладение навыками связной речи детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения. Поэтому формирование связной речи старших дошкольников 6-7 лет с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Проведение занятий по развитию связной речи у детей с ТНР часто вызывает трудности у практикующих логопедов. Это обусловлено психологическими особенностями детей и их ограниченными речевыми возможностями. Детям с ОНР сложно организовывать и выстраивать в логической последовательности собственные высказывания. Словарный запас у таких детей беден, в свободной речи наблюдаются смысловые пропуски, аграмматизм.

Использование элементов ТРИЗ позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя; хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человечка, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Программное содержание:

1. Актуализация словаря по теме «Птицы» : глаголы - чирикают, свистят, щебечут, кукуют, курлычат, каркают; наречия - хорошо, тепло, уютно, свободно, тесно, плохо, весело, грустно; существительные – части тела птиц др. ; прилагательные

2. Развитие творческого мышления, фантазии с помощью метода морфологического анализа на примере изобретения домика для птицы с помощью кругов Луллия.

3. Учить разрешать противоречия в игре «Хорошо-плохо», самостоятельно рассуждать.

4. Закреплять умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, закреплять навык построения сложных предложений с союзом потому, что.

5. При помощи системного анализа «девятиэкранки» систематизировать и углубить знания детей о птицах.

Оборудование:

Дидактические игры «Логический поезд», «Поезд времени»; предметные картинки с изображением птиц, их домиков; схемы-таблицы: части птиц, «девятиэкранка»; цветные карандаши, листы бумаги для рисования; магнитная доска; магнитофон с записями голосов птиц; круги Лулла «Волшебные кольца»; обручи для динамической паузы;

Ход занятия:

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Для этого нам нужен транспорт. Мы составим с вами поезд из вагончиков и отправимся в путь. Все вагоны необходимо «скрепить» между собой, найти общее в предметах, изображенных на вагончиках и объяснить смысловую связь. (дид. игра «Логический поезд», на наборном полотне дети выставляют вагончики с изображенными предметами и объясняют почему выбрали именно эту картинку, составляя предложение сложной конструкции «С деревом можно скрепить птичку, потому что она вьет гнездо на ветках деревьев, или с деревом можно скрепить стол, потому что он сделан из дерева – деревянный… и т. д.)

Логопед: Поезд готов, отправляемся в страну, где живут птицы. Как может называться такая страна? (дети дают свои названия … «Мир птиц»)

Логопед: С нами в «Мир птиц» отправляется необычная птичка, она нам поможет в пути. Отгадайте ее название по первым звукам изображенных предметов. (Чива)

Логопед: Расскажем Чиве, что мы знаем о птицах? Кто такие птицы, что у них общее? (дети по таблице называют общие признаки птиц).

Дети: это живые существа, у них есть крылья, все тело покрыто перьями и хвост тоже из перьев, есть клюв и две лапки.

Логопед: Вот мы и прибыли в Мир птиц, мы закроем глаза и послушаем звуки этого мира (включается запись голосов птиц). Ребята, откройте глаза и скажите, как издают голоса птицы? Что они делают? (чирикают, свистят, щебечут, кукуют, курлычат, каркают и т. д.)

Логопед: Посмотрите внимательно вокруг себя и скажите, какое время года в этой стране? (кабинет логопеда украшен весенними цветами, изображениями разных птиц на ветках, в гнездах, на воде и т. д.) Дети называют время года, перечисляют признаки весны.

Логопед: Правильно, наступила весна и многие птицы возвращаются в свои родные места. Ребята, расскажите, а почему они возвращаются?

Дети: Это их Родина, здесь стало тепло, появляется много корма, им нужно делать домики и высиживать птенцов.

Логопед: А в каких домиках живут птицы?

Дети: В скворечнике, в гнезде, в дупле.

Логопед: Вот посмотрите какие необычные домики делают себе сами птицы. (показ иллюстраций «Варежка» - домик в виде варежки из листьев дерева, «Шалашник» - птица делает дом из прутьев в виде шалаша, «Съедобное гнездо» -птицы строят гнездо из своей слюны, «Рыжий печник» - гнездо птицы из глины и др.).

Логопед: Вот и наша птичка Чива вернулась в родные края и ей тоже нужно выводить птенцов. Она просит придумать ей необычный домик. (С помощью кругов Луллия «Волшебные кольца» дети изобретают домик для друга, на первом кольце указаны размеры: маленький, средний, большой.

На втором кольце указаны формы предметов: круг, овал, квадрат. прямоугольник, треугольник.

На третьем кольце расположены цвета.

И на четвертом кольце расположены материалы: стекло, дерево, металл, солома, бумага, пластик, шерстяные нитки;

Дети вращают кольца и по выпавшим секторам рассказывают какой получился дом (большой круглый зеленый стеклянный, или маленький треугольный красный шерстяной и т. д.) У каждого ребенка свой вариант домика.

Динамическая пауза: на полу лежат обручи – «домики».

Логопед: Домики готовы, представим, что мы все превратились в маленьких птичек и поселились в этих домиках. Глазки закрыли и представили, расскажите, что вы чувствуете. Чива говорит, что ей спокойно, тепло, уютно (дети продолжают, рассказывают с помощью игры «Хорошо-плохо» чем домик хорош, а чем плох; затем «летают» - изображают птиц, клюют, шагают по земле, пьют водицу из лужи и т. д.)

Логопед: Домики есть, в них могут расти птенцы. Чива хочет посмотреть, знаете ли вы как растут и развиваются птицы. (дид. игра «Поезд времени», детям раздаются карточки с изображением птицы в разные временные периоды : мама-птица, высиживающая яйца в гнезде - яйцо - желторотый птенец без перьев - подросший оперившийся птенец - взрослая птица; дети выстраиваются в одну линию и объясняют, почему они так встали).

Логопед: Молодцы, ребята, наша птичка довольна тем, что вы так много знаете о птицах. Давайте попробуем привести наши знания о птицах в определенный порядок – систему. Составим таблицу знаний - «девятиэкранку» (игра проводится в виде «мозгового штурма). На доске вывешивается таблица из 9 «экранов», детям задаются вопросы в стихотворной форме, они отвечают и зарисовывают схематично в таблице или выставляются заранее нарисованные схемы-карточки.

7 экран

(места обитания) 3 экран

(надсистема) 9 экран

(применение системы)

4 экран

(система в прошлом) 1 экран

(система) 5 экран

(система в будущем)

6 экран

(подсистема прошлого) 2 экран

(подсистема) 8 экран

(разнообразие видов системы)

Логопед: 1- Мы сейчас рассмотрим «что-то» (система – то есть сама птица, в первом экране рисуется птица).

2 – Это «что-то» из чего-то (подсистема, т. е. из чего состоит, части птицы, во втором экране дети называют и зарисовывают схематично части: голова, клюв, тело, крылья, хвост, лапы).

3 – Это «что-то» часть чего-то (надсистема, т. е. к чему принадлежит – стая, класс птиц, в третьем экране зарисовывается большая стая птиц).

4 – Чем-то раньше было «что-то» (система в прошлом, т. е. из чего появилась птица, в четвертом экране зарисовывается яйцо).

5 – Что-то будет с этим «что-то» (система в будущем, что может произойти с птицей)

6 – То, чем раньше было «что-то», тоже из чего-то (т. е. из чего состоит яйцо – части яйца зарисовываются).

7 – Это «что-то» проживает где-то (зарисовываются места обитания, домики птиц в седьмом экране).

8 – Много есть друзей у «что-то» (чем отличаются птицы друг от друга - размеры, окраска и т. д.)

9 – Это «что-то» нужно для чего-то (где находит применение).

Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Интересно было вам, что особенно понравилось? (ответы детей) Нашей птичке тоже понравилось и она благодарит вас всех. Чиве пора улетать, а на прощание она вам приготовила подарки (дети в гнезде находят яйца «Киндер-сюрпризы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеенкова Е. Г Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста. М. : Компания спутник +, 2004.-49 с.

2. Альтшуллер Г. С. Найди идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.

3. Афанасьева О. В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2005. 20 с.

4. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема// Педагогика детства: Петербургская научная школа. СПб. : «Адверта», 2005. -490 с, С. 218 - 234.

5. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе//Альманах Детство №1, 1998, С. 56-71.

6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Академия, 2002. - 320 с.

7. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М. : Знание, 1981. - 96 с.

8. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. 1990. - №4. - С. 5-14.

9. Власова Н. Г. Игры экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - С. 24-36.

10. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность: методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы. Ульяновск, 2001. - 69 с.

11. Дыбина О. В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. -М. : Сфера, 2002. 28 с.

12. Жмырева М. А., Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием. — Ульяновск: Симбирская книга, 2001. 63 с.

13. Зак А. З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет. М. : АРКТИ, 2003. - 104 с.

14. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-80 с.

15. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Зимующие птицы» Тема: «Составление детьми творческого рассказа по картине «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ» (НОД по коммуникации – развитию речи в подготовительной.

«Зима-лето». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ Тема: «Зима – Лето» Цель: 1. Создать условия для психологического и эмоционального комфорта. 2. Систематизировать знания детей о сезонных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ «Зима — лето» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»(решение задач на противоречия) Программное.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Зима — Лето» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето» Цель: Обучать навыкам групповой работы.

Конспект ООД по экспериментально-познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологий «Спор друзей» Тема. «Спор друзей» Программные задачи: Систематизировать и уточнить представление о свойствах металла и дерева. Продолжать развивать логическое.

Конспект занятия «День рождения». Развитие речи с использованием элементов ТРИЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №191 Отдела по образованию Железнодорожного района.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ «Наш дом — природа» в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов Т Р И З «Наш дом-природа» в старшей логопедической группе. Программное.

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам» Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ на тему: «В гости к сказкам» Цель: Развивать познавательную активность, творческие возможности.

Конспект занятия в логопункте с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия в логопункте с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Цель: Дифференциация звуков С-Ш. Задачи: уточнить артикуляцию звуков [с], [ш]; закреплять правильное произношение звуков [с], [ш]; учить.

Конспект занятия по математике с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие по стране размеров» Цель: сравнение по размеру. Развитие воображения. Задачи: использовать простой приём фантазирования «Дюймовочка- Великан». Решать сказочные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в мир птиц»
Опубликовано: 18 июня 2016 в 17:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в мир птиц»» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Безрукова (УИ 54624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД