МААМ-картинки

Из опыта работы «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Татьяна Сосунова
Из опыта работы «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

[i]Слайд 2.[/i] Семья, как нам известно - это образец для подражания.

Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.

Влияние характера взаимоотношений в семье на психологию развития ребенка, и развития его речевых навыков - огромно.

Публикация «Из опыта работы „Роль семьи в речевом развитии ребенка“» размещена в разделах

Основная задача – помочь ребенку научиться общаться, сформировать у него желание, знания и умения делать это.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.

Любая педагогика без семьи – невозможна.

Слайд 3. ФГОС ДО определяет один из принципов ДО: «…сотрудничество Организаций с семьёй». А среди многих задач Стандарта выделяется задача «…обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…»

В связи с этим актуальным является один из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей.

Руководствуясь принципом «Родитель – не сторонний наблюдатель, а активный полноправный член команды ДОУ», мы строим общение с родителями на правах сотрудничества и взаимодействия, так как у нас общая задача – воспитание полноценной личности ребёнка.

Слайд 4.

Исследования показывают, что в речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

• не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

• дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все свойства предметов, замечать детали.

• дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения у многих вызывает затруднения.

Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично.

Слайд 5. Факторы успешного речевого развития:

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение и игра ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детям художественной литературы.

6. Совместное пение с ребёнком.

7. Дыхательные упражнения.

Слайд 6. Существует проблема, которая препятствует полноценному развитию ребёнка, в том числе и речевому: чрезмерное увлечение родителей гаджетами.

Мама дома? Мамы нет.

Мама вышла. В интернет.

Мама ищет в интернете,

Как дела на белом свете.

Кофе пьет, глазами водит -

Что там в мире происходит?

Мама, я тебе скажу!

В мире я происхожу! (из социального ролика проекта «Жить»)

Из-за неучастия родителей в жизни своего ребёнка, банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» родитель, возникает определённая проблема в отношениях ребёнка и его семьи. Помочь родителям стать активным участником воспитания и развития собственного ребёнка можно через использование разнообразных форм работы.

Слайд 7. Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные:

- общие родительские собрания (в очной форме и онлайн);

- консультации (индивидуальные, групповые и в мессенджерах);

- беседы (индивидуальные и групповые);

- открытые показы мероприятий, праздников;

- создание видеороликов, фотоотчетов;

- папки – передвижки, памятки, буклеты;

- подбор методической и художественной литературы в помощь родителям.

- проектная деятельность;

- обогащение РППС своими руками.

Слайд 8. Речь родителей – пример для детей. Поэтому в своих консультациях, памятках мы даём следующие рекомендации.

Родителям необходимо:

- употреблять в разговоре с ребенком синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов.

- играть в речевые игры, которые могут проводиться на любом наглядном материале: «Скажи наоборот», «Подумай и объясни», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю» и т. д.

- употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания.

- не уходить от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, называть их правильно, рассматривать их детально, выделяя характерные свойства; наблюдая, учить сравнивать с другими предметами.

Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность. (чтение художественной литературы, игры – драматизации, сюжетные игры и др.)

Слайд 9. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в семье мы используем пособие «Детский календарь» Т. Н. Дороновой, как дополнение к Программе «Миры детства – конструирование возможностей». Дидактический материал Детского календаря связан с образовательной деятельностью в детском саду. И соответствует требованиям ФГОС.

Для речевого развития детей используются: книжки – малышки, с художественными произведениями, иллюстрациями; сюжетные картинки, репродукции картин и др.

Наблюдаемый эффект (демонстрация работ детей: коллективных и индивидуальных, посещение мероприятий) побуждает родителей продолжать занятия в домашних условиях.

Слайд 10. Мы провели беседу - опрос родителей о традициях в семье: чтение на ночь, совместные игры, беседы с детьми о проведённом дне в детском саду, посещение детской библиотеки.

Родители ссылаются на загруженность и усталость на работе, нет времени, некоторые используют электронные книги и аудиозаписи произведений, заменяют чтение для детей их бесконтрольным просмотром мультфильмов.

Для привлечения к чтению художественной литературы мы создали:

• Мобильную библиотеку «Книжкин дом».

Названия разделов для детей: «В гостях у сказки», «Ребятам о зверятах», «Книжки – малышки», «Про всё на свете»

Для родителей: «Полочка умных книг», «Картотека дидактических игр», в том числе с Лего - конструктором для сенсорного и речевого развития.

• Видеотека, позволяет познакомить детей с мультфильмами по художественным произведениям советских писателей;

Короткометражные фильмы, видеосюжеты, презентации о животных, растениях, людях, живущих в ХМАО – Югре, позволяют дополнить и сделать интереснее вариативную часть программы «Мой дом – Север».

Все эти материалы можно брать домой по желанию, предварительно записав в журнале. Родителям было предложено включиться в пополнение данных материалов.

Слайд 11. Создание совместных проектов воспитателей, детей и родителей позволяет сделать процесс развития речи более интересным и насыщенным.

На слайде представлены мини-проекты «Игрушки», «День защитника отечества»: фриз и стенгазета.

Слайд 12. С целью стимулирования познавательной и речевой активности детей, ежедневной работы родителей с детьми по материалам Детского календаря мы ввели новую форму работы – создание Лэпбуков (lapbook).

Лэпбук - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

При этом готовый Лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно или при помощи взрослого. Это результат работы над определённым проектом. Идею создания Лэпбука, мы нашли в блоге «Это интересно!» Татьяны Пирoженко www.tavika.ru.

Слайд 13. Таким образом, фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому развитие речи в этом возрасте должно являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Роль семьи в речевом развитии ребенка»
Опубликовано: 24 октября 2020 в 14:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД