Из опыта работы «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Татьяна Сосунова
Из опыта работы «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

[i]Слайд 2.[/i] Семья, как нам известно - это образец для подражания.

Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.

Влияние характера взаимоотношений в семье на психологию развития ребенка, и развития его речевых навыков - огромно.

Основная задача – помочь ребенку научиться общаться, сформировать у него желание, знания и умения делать это.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.

Любая педагогика без семьи – невозможна.

Слайд 3. ФГОС ДО определяет один из принципов ДО: «…сотрудничество Организаций с семьёй». А среди многих задач Стандарта выделяется задача «…обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…»

В связи с этим актуальным является один из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей.

Руководствуясь принципом «Родитель – не сторонний наблюдатель, а активный полноправный член команды ДОУ», мы строим общение с родителями на правах сотрудничества и взаимодействия, так как у нас общая задача – воспитание полноценной личности ребёнка.

Слайд 4.

Исследования показывают, что в речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

• не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

• дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все свойства предметов, замечать детали.

• дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения у многих вызывает затруднения.

Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично.

Слайд 5. Факторы успешного речевого развития:

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение и игра ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детям художественной литературы.

6. Совместное пение с ребёнком.

7. Дыхательные упражнения.

Слайд 6. Существует проблема, которая препятствует полноценному развитию ребёнка, в том числе и речевому: чрезмерное увлечение родителей гаджетами.

Мама дома? Мамы нет.

Мама вышла. В интернет.

Мама ищет в интернете,

Как дела на белом свете.

Кофе пьет, глазами водит -

Что там в мире происходит?

Мама, я тебе скажу!

В мире я происхожу! (из социального ролика проекта «Жить»)

Из-за неучастия родителей в жизни своего ребёнка, банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» родитель, возникает определённая проблема в отношениях ребёнка и его семьи. Помочь родителям стать активным участником воспитания и развития собственного ребёнка можно через использование разнообразных форм работы.

Слайд 7. Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные:

- общие родительские собрания (в очной форме и онлайн);

- консультации (индивидуальные, групповые и в мессенджерах);

- беседы (индивидуальные и групповые);

- открытые показы мероприятий, праздников;

- создание видеороликов, фотоотчетов;

- папки – передвижки, памятки, буклеты;

- подбор методической и художественной литературы в помощь родителям.

- проектная деятельность;

- обогащение РППС своими руками.

Слайд 8. Речь родителей – пример для детей. Поэтому в своих консультациях, памятках мы даём следующие рекомендации.

Родителям необходимо:

- употреблять в разговоре с ребенком синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов.

- играть в речевые игры, которые могут проводиться на любом наглядном материале: «Скажи наоборот», «Подумай и объясни», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю» и т. д.

- употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания.

- не уходить от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, называть их правильно, рассматривать их детально, выделяя характерные свойства; наблюдая, учить сравнивать с другими предметами.

Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность. (чтение художественной литературы, игры – драматизации, сюжетные игры и др.)

Слайд 9. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в семье мы используем пособие «Детский календарь» Т. Н. Дороновой, как дополнение к Программе «Миры детства – конструирование возможностей». Дидактический материал Детского календаря связан с образовательной деятельностью в детском саду. И соответствует требованиям ФГОС.

Для речевого развития детей используются: книжки – малышки, с художественными произведениями, иллюстрациями; сюжетные картинки, репродукции картин и др.

Наблюдаемый эффект (демонстрация работ детей: коллективных и индивидуальных, посещение мероприятий) побуждает родителей продолжать занятия в домашних условиях.

Слайд 10. Мы провели беседу - опрос родителей о традициях в семье: чтение на ночь, совместные игры, беседы с детьми о проведённом дне в детском саду, посещение детской библиотеки.

Родители ссылаются на загруженность и усталость на работе, нет времени, некоторые используют электронные книги и аудиозаписи произведений, заменяют чтение для детей их бесконтрольным просмотром мультфильмов.

Для привлечения к чтению художественной литературы мы создали:

• Мобильную библиотеку «Книжкин дом».

Названия разделов для детей: «В гостях у сказки», «Ребятам о зверятах», «Книжки – малышки», «Про всё на свете»

Для родителей: «Полочка умных книг», «Картотека дидактических игр», в том числе с Лего - конструктором для сенсорного и речевого развития.

• Видеотека, позволяет познакомить детей с мультфильмами по художественным произведениям советских писателей;

Короткометражные фильмы, видеосюжеты, презентации о животных, растениях, людях, живущих в ХМАО – Югре, позволяют дополнить и сделать интереснее вариативную часть программы «Мой дом – Север».

Все эти материалы можно брать домой по желанию, предварительно записав в журнале. Родителям было предложено включиться в пополнение данных материалов.

Слайд 11. Создание совместных проектов воспитателей, детей и родителей позволяет сделать процесс развития речи более интересным и насыщенным.

На слайде представлены мини-проекты «Игрушки», «День защитника отечества»: фриз и стенгазета.

Слайд 12. С целью стимулирования познавательной и речевой активности детей, ежедневной работы родителей с детьми по материалам Детского календаря мы ввели новую форму работы – создание Лэпбуков (lapbook).

Лэпбук - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

При этом готовый Лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно или при помощи взрослого. Это результат работы над определённым проектом. Идею создания Лэпбука, мы нашли в блоге «Это интересно!» Татьяны Пирoженко www.tavika.ru.

Слайд 13. Таким образом, фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому развитие речи в этом возрасте должно являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Из опыта работы «Роль семьи в речевом развитии ребенка»
Опубликовано: 24 октября 2020 в 14:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День солдатиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен любимым игрушкам мальчишек всех времен и народов. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка созданием солдатиков и играми с ними.

27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

«Теремок». Сценарий празднования Покрова в младшей группе
ТЕРЕМОК Действующие лица: Осень Хозяйка взрослые Медведь Лисичка Зайчик Под р. н. м. «Вологодский краковяк» Хозяйка заводит детей в зал. Хозяйка...
Фотоотчет праздничного мероприятия в средне-старшей группе «День матери»
Пожалуй нет на свете лучшего слова, чем Мама. Мама- самый лучший, нежный и любимый человек на всем белом свете. Это и подтверждают следующие строчки...
Фотоотчёт о экспериментальной деятельности «Цветные льдинки» в младшей группе
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет краску( и меняет цвет, при низкой температуре замерзает ( превращается в лёд....