Получи документы

Презентация кружка по обучению грамоте

Елена Козицына
Презентация кружка по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

КРУЖОК ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Козицына Елена Анатольевна,

Россия, г. Северодвинск

муниципального дошкольного образовательного

учреждения Центр развития ребёнка –

«Детский сад № 8 Лесная сказка»

Публикация «Презентация кружка по обучению грамоте» размещена в разделах

На августовском Всероссийском форуме работников системы дошкольного образования обсуждалась идея сделать предшкольную подготовку для детей 5-6 лет в дошкольных учреждениях обязательной. Главный аргумент сторонников - выровнять стартовые возможности будущих первоклашек, чтобы уже с начальной школы не было деления на изгоев и отличников. Такая практика существует в европейских странах. Есть определенный опыт и в России.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

В нашем дошкольном образовательном учреждении работают секции, кружки, клубы различной направленности, которые являются одной из форм предшкольной подготовки детей. Одной из наиболее востребованных услуг - обучение чтению. Овладевая навыками чтения, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв, означающих звуки речи. Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличающихся от правил организации устных высказываний. Поняв значение всех слов в прочитанной фразе, ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Полноценное освоение навыков чтения предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи.

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей и целью кружка по обучению детей чтению, который мы назвали «Буковка». Составили систему занятий на основе методики обучения чтению Эльконина Д. Б, с включением элементов методик обучения чтению в начальных классах Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., методических указаний Бажановой Е. А., ; «Как хорошо уметь читать!» Шумаева Д. Г. План-программа рассчитана на 1 год обучения.

Основной целью кружковой работы по обучению чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием.

В связи с этим основными задачами кружка по обучению чтению являются следующие: развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями; образовательные – обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений; воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Система занятий основана с учё том принципов: последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности, межпредметности.

Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагаем как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.

На первом этапе проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой будет строиться дальнейшая работа руководителя кружка. В начале работы кружка по обучению чтению используем в основном фронтальную форму организации занятий, поскольку дети находятся примерно на одном уровне. Так как они по-разному усваивают изученный материал, находятся на разных этапах освоения чтения, то далее работа проводится по подгруппам (объединение по два или более) и индивидуально с каждым. Широко применяем дифференцированный подход.

Система занятий включает в себя работу по четырё м основным направлениям:

- Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.

- При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог.

- Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).

- Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Одной из сложнейших задач методики обучению чтению является расстановка звуков, букв и порядок их изучения. В размещении букв учитывается участие звуков и букв в составлении слова, простота и сложность произношения звука и его графическая форма, базовая роль одного звука для изучения другого звука, обеспечение связного чтения.

В первую очередь по составленной системе занятий изучаем гласные звуки, для начала при которых согласный звук остаётся твёрдым, затем – гласные, согласный звук при которых становится мягким. Что даёт возможность потом определять мягкость и твёрдость согласных звуков. Далее целесообразно после гласных звуков, начать изучение сонорных звуков: «л», «м», «н», «р». Последовательное изучение этих согласных, один за другим, что положительно влияет на улучшение скорости и качества чтения. Затем включаем в изучение парные согласные одновременно, чтобы на практике слышать и сравнивать – звонкий или глухой. После всего этого оставшиеся согласные звуки и буквы в зависимости от степени легкости и сложности изучаются последовательно.

Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв, не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить образцы прозы и поэзии. Поэтому до определенного периода останавливаемся на отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к составлению слов и предложений, то далее надо стремиться их насытить богатым содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и фольклором. По окончании курса обучения грамоте дети выходят не просто читающие, а с ярко выраженным интересом к чтению.

Чтобы успешно реализовать план-программу по обучению детей чтению используются разнообразные методы и приё мы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт?» (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, ЭКРАН-КРАН).

Организуя обучение, планируем следующие результаты: овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит»; различать гласные, твердые и мягкие согласные; правильно ставить ударение в знакомых словах. ; плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту; составлять из букв разрезной азбуки слова и предложения.

По итогам обучения проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи. Она составлена в соответствии с системой работы по обучению чтению, основывается на диагностику Эльконина Д. Б. По окончанию первого полугодия проводим промежуточную диагностику, которая помогает определить на каком уровне обучения находится ребёнок : активен или пассивен, допускает ли ошибки в работе со звуками, слогами, словами и предложениями, сам исправляет или с помощью взрослого, самостоятелен ли при выполнении заданий и т. п.

Данное обучение невозможно вести без совместной работы с родителями. Родители должны тоже быть активными участниками процесса. В течение года не раз проводится анкетирование, чтобы вовремя внести корректировку в план-программу и в индивидуальные занятия. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки. С большим успехом всегда проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Они с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес малышей и взрослых, способствует возникновению желания мам и пап заниматься со своими детьми. Совместное создание предметно-развивающей среды для детей, участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений, родительские гостиные, тренинги по запросам родителей, мастер-классы, совместное творчество родителей, детей и специалистов и дают положительные результаты.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

Литература Список использованной литературы :

1. Безруких М. М, Ершова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе учиться. М., 1993.

2. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждений. М., 1993.

3. Нечаева Н. В. Обучение грамоте. М., 1992.

4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись правильно говорить. Ч. I, II. М., 1992.

5. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. М., 1992.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация кружка по обучению грамоте
Опубликовано: 5 октября 2012 в 22:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация кружка по обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козицына (УИ 21548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД