Альбина Гетт
Организация логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический кабинет - специально организованная пространственно-речевая среда, для проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальный занятий, а также самостоятельной деятельности детей, имеющих нарушения речи.
Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Публикация «Организация логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый (педагог) объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И “невозможное возможно”, когда малышу содействует и сопереживает его наставник.
Организовывая пространство своего кабинета, я руководствовалась следующими принципами:
• Дистанции;
• Активности, творчества;
• Динамичности развивающей среды;
• Гибкого зонирования;
• Эмоциогенности;
• Доступности;
• Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Структура логопедического кабинета:
• Предметно-развивающая среда;
• Методическое обеспечение;
• Дидактическое обеспечение;
• Документация;
• Информационный блок.
Каждая структурная единица разделена на зоны.
I.Предметно-развивающая среда: (назвать все по слайду)
1. Зона для индивидуальной работы с детьми.
Цель: создание условий для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Предметная среда в этой зоне постоянно меняется в зависимости возраста и речевых потребностей детей, периода обучения, от изучения лексических тем. Здесь располагаются большое зеркало, набор логопедических зондов и инструментов для постановки звуков, песочные часы и дидактический материалы.
2. Учебная зона.
Цель: создание условий для проведения специально организованных занятий с детьми по коррекции речи.
Это пространство оборудовано магнитной доской, комплектом цветных магнитов, указкой; «Городом букв»; этажеркой с раздаточным материалом для детей; учебными столами и стульчиками.
3. Зона самостоятельной деятельности детей.
Цель: провоцирование возникновения и развития познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
Эта зона представлена сменными игрушками на развитие диафрагмально-речевого дыхания; сменными предметами для развития мелкой мускулатуры пальцев рук и конструктивного праксиса, настольные игры.
4. Зона релаксации.
Цель: создание условий позволяющих ребёнку расслабиться, отдохнуть, побыть наедине с самим собой.
Эта зона оборудована мягкой мебелью, игрушками, магнитофоном, аквариумом с рыбками. В её оформлении использован световой дизайн.
II. Методическое обеспечение:
Здесь находится:
• Справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;
• материалы по обследованию речи детей;
• методическая литература по коррекции звукопроизношения;
• методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
• учебно-методическая литература по обучению грамоте;
• учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи;
• конспекты занятий по логоритмике;
III. Дидактическое обеспечение:
1. Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи)
Цель: Обогащение словарного запаса, воспитание навыков словообразования и словоизменения, совершенствование грамматического оформления речи, развитие навыков построения связного высказывания.
Здесь содержатся рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по лексическим темам, дидактические игры.
2. Зона по обучению грамоте.
Цель: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Здесь содержатся азбуки, дидактические игры и пособия.
3. Зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса.
Цель: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
В ней находятся трафареты, шарики «Су-джок», шнуровки, прищепки, упражнения для пальчиковой гимнастики, шишки, сухой бассейн.
4. Зона развития диафрагмально-речевого дыхания.
Цель: своевременное и систематическое обучение детей навыкам регуляции дыхания и правильное развитие речевой функции.
Здесь имеются: дудочки, гармошки, мыльные пузыри, трубочки, бабочки, вертушки.
5. Зона ТСО (технических средств обучения).
Цель: обеспечение коррекционно-образовательного процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества.
В ней имеется: компьютер с диском: «Игры для тигры», магнитофон, микрофон, электронная азбука, кассеты со сказками, популярными детскими песенками.
IV. Документация
1.Нормативная
• Закон об образовании.
• Конвенция о правах ребёнка.
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
• Положение о группах с нарушением речи.
• Должностная инструкция.
• Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
• Постановление о продолжительности рабочего времени.
2.Логопедическая
• Списки детей, имеющих нарушения с речевыми диагнозами;
• Речевые карты на каждого ребенка;
• Расписание занятий группы, заверенное руководителем учреждения;
• Тетради для индивидуальных занятий;
• Перспективный план работы на учебный год;
• Развернутые планы работы на учебный год;
• Годовой план работы;
• Годовой отчет о работе;
V. Информационный блок
1. Зона для родителей.
Цель: Сделать родителей не только союзниками, но и главными помощниками.
В котором я помещаю:
• Результаты обследования
• Материал по лексическим темам и звукопроизношению
• Тетради для индивидуальных работ
• Консультации и рекомендации
2. Зона для педагогов.
Цель: Методическая и практическая помощь работникам ДОУ по вопросам коррекции речи детей дошкольного возраста.
В ней размещены:
• Консультации и рекомендации
• Методический и практический материал для педагогов.
Чтобы речь ребёнка долго не оставалась только “кабинетной”, я целенаправленно расширяю коррекционное пространство, организуя «путешествия» по всей группе и образовательному пространству детского сада, выполняя различные по сложности задания, помогающие закрепить знания об окружающем мире, экспериментировать со словом, совершенствовать речевые и неречевые функции.
1. Справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;
2. Методическая литература по коррекции звукопроизношения;
3. Методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
4. Учебно-методическая литература по обучению грамоте;
5. Конспекты занятий по логоритмике;
6. Учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи;
7. Методическая и практическая литература по развитию речевого дыхания;
8. Материалы по обследованию речи.