Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС 

Белова Наталья
Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС 

С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных областях: коммуникативно – личностной, художественно – эстетической, области физического развития, а также познавательно –речевой. Именно на познавательно – речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов, так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере.

Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения.

Все это влечет за собой необходимость создания особой, коррекционной психолого – педагогической среды осуществляемой учителем– логопедом и педагогогом– психологом.

Цель взаимодействия специалистов является - успешное преодоление речевого недоразвития и формирование полноценных коммуникативно - речевых навыков.

Взаимосвязь логопеда и психолога прослеживается в:

- формах работы;

- совместном планировании работы;

- преемственности работы;

- функция

- задачах.

Выделяются следующие формы работы:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы,

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Взаимосвязь логопеда и психолога прослеживается на этапе диагностики. Так, обследуя речь нельзя не учитывать эмоциональное состояние ребенка, уровень познавательных процессов. А изучая уровень развития познавательной сферы нельзя обойтись без речевого высказывания ребенка.

Результаты диагностики позволяют учесть речевые и индивидуальные особенности детей, сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы.

Тесная взаимосвязь логопеда и психолога прослеживается :

- в совместном планировании работы,которая осуществляется по единому комплекстно – тематическому планированию;

- при осуществлении преемственности в работе.

Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности:

Для психолога :

- коррекция отставаний в развитии психических функций,

-- развитие эмоциональной сферы, умение управлять собственными эмоциями и понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей

– активизация речевой деятельности ребёнка.

для логопеда :

–.коррекция нарушений в развитии речи

-активизация функционального потенциала ребенка

-- особенности использования детьми мимики и пантомимики.

Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

В результате взаимодействия учителялогопеда и педагога- психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, решаются задачи:

1. Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства и речевой среды;

2. Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

3. Обновление форм и содержания коррекционно –развививающей работы с детьми

Современные условия жизни: социальные, экологические, экономические, привели к росту числа детей с отклонениями в развитии.

Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности.

19.12.2014г. был принят приказ Минобрнауки «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования».

Согласно ФГОС ДО, каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

.В последнее время наш ДОУ стали посещать дети с ОВЗ. (с расстройством аутистического спектра (дети-аутисты).

Аутизм – это врожденный синдром, для которого характерен особый тип нарушения психического развития, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, стереотипное поведение, затруднения, а иногда полное отсутствие речи, снижение интелекта.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка

При организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении созданы особые условия и обеспечено грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение.

На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут коррекционно- педагогической работы, который происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, дефектологом, логопедами и педагогами.

Неотъемлемым звеном в системе инклюзивного образования является правильная организация предметно – пространственной среды— это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития.

В кабинете логопеда и психолога создано зонированное пространство для индивидуальной и подгрупповой деятельности.

Для структурирования учебной деятельности мы используем визуальное расписание на котором отражаем все виды деятельности, которые будут происходить на данном занятии.

На своих занятиях мы используем систему поощрений в виде жетонов и игрушек.

Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность педагогов.

Результат взаимодействия учителя – логопеда и педагога психолога:

1. Всестороннее развитие и коррекция воспитанников, с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей.

2. Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов ДОУ.

3. Рост компетентности родителей в области коррекционной педагогики.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении В нашем детском саду уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в познавательной.

Система взаимодействия учителя-логопеда с родителями в детском саду В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Современная.

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих. Н. А. Калиман 1 сентября 2013 года вступил.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС 
Опубликовано: 18 октября 2019 в 20:29
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День сказки «Волк и семеро козлят» на МААМ

Эта сказка является одной из самых первых историй, что может послужить готовой иллюстрацией занятия по основам безопасности. Как же так: ждали маму с молоком, а впустили волка в дом! Нельзя допускать...

16 ноября. Всемирный день рукоделия

Свой профессиональный праздник у рукодельниц планеты появился благодаря фонду ЮНЕСКО, который отнес рукоделие в разряд всемирных культурных ценностей. В этот день по всему миру проходят мастер-классы по...

Конспект музыкально-игрового занятия во второй младшей группе «Три медведя»
Конспект музыкально-игрового занятия во второй младшей группе «Три медведя» Тема: «Сказка в музыке» Цель: Дальнейшее развитие у детей понимания...
Дидактическая игра «Веселые прищепки» в первой младшей группе
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ВЕСЕЛЫЕ ПРИЩЕПКИ" В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ЦЕЛЬ: Научить ребенка прищеплять прищепки. ЗАДАЧИ: - Развивать мелкую моторику...
Консультация в помощь родителям «Развитие мелкой моторики рук детей посредством...
Что такое квиллинг? Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью шила...