Лучший педагог года

Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ

Кругликова Оксана
Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой.

Публикация «Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ» размещена в разделах

Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.   Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему захочется это сделать. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги : и новые, красивые и зачитанные, но аккуратно подклеенные.  Уголок книги должен быть рабочим, а не парадным. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность детям общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему  кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

К устройству уголка предъявляется ряд  требований:Рациональная организация. Книжный уголок располагается в светлом месте группы (желательно наличие окон слева и справа). Предусматривается возможность искусственного освещения (электрические бра или настольная лампа). Книжный уголок находится в отдалении от игрового, физкультурного и музыкального центров — здесь тихо, есть возможность уединения с книгой.

Педагогическая целесообразность. В книжном уголке каждый ребёнок может проявить самостоятельность и личную заинтересованность.

Эстетичность. Уголок оформляется в немного отличном стиле от основного помещения группы. В качестве украшения могут выступать предметы народно-прикладного искусства по мотивам сказок, репродукции картин на литературные сюжеты.

Соответствие возрасту. Подбор книг, тематики и форм работы в рамках литературного уголка осуществляется педагогом с учётом возрастных особенностей подопечных.

Удобство. Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.

Безопасность. Не рекомендуется использование в уголке книжных шкафов со стеклянными дверцами, с осторожностью — навесных полок. С детьми проговариваются правила обращения с электрическими приборами (если есть в уголке настольная или настенная лампы, установлен проигрыватель для прослушивания аудиозаписей стихотворений и сказок, ножницами и клеем во время ремонта книг.

Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы. Существуют разные варианты оформления уголка.

Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке  2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное  правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней.  Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Задачи книжного уголка

Общими для всего процесса обучения в ДОУ задачами библиотечного уголка являются :

1. Образовательные задачи

создание положительной мотивации к обучению чтению;

знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями;

знакомство с классиками детской литературы;

обучение поиску знаний в художественных текстах.

2. Развивающие задачи

формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;

развитие эмоционального отклика на содержание книг;

развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;

формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;

развитие памяти и фантазии;

стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса.

3. Воспитательные задачи

привитие любви к литературе;

воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;

нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Цель - знакомство с книгой, её строением и содержанием: обложка, корешок, страницы, заглавие, текст, иллюстрации; рассматривание книжных иллюстраций с целью узнавания книжных персонажей и эпизодов; изучение книг про животных; развитие мелкой моторики при изучении необычных книг для самых маленьких: книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками, прорезями, пальчиковыми игрушками и др. ; формирование навыка обращения с книгой.

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.

Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам (не более 5листов)

Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.)

Книжки разного формата : книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки

Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)

Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.)

Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками

Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных, сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами (можно в виде картотеки)

Тематические альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Сказки», «Домашние животные» и др.)

Речевые игры «Назови одним словом», «Кто как кричит?», «Назови детеныша животного» и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т. д.).

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Цель - обучение способам починить книгу; формирование умения детально рассматривать иллюстрации, называть средства выразительности, которые использовал художник; формирование умения пересказывать сюжет посредством проведения дидактических игр.

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

 Сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора (см. программный материал)

Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками (сказка «Репка» иллюстрированная художниками Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым);

Тематические альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» и др. ;

Открытки, иллюстрации для рассматривания по содержанию худ. произведения;

Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, сюжетные картинки (можно оформить в виде картотеки)

Портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;

Тематические выставки книг: «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей», «Стихи А. Барто» и др. (1 раз в квартал);

Речевые игры: «Угадай сказку», «Угадай героя сказки», «Что сначала, что потом» и пр.

Материал для ремонта книг

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т. д.). Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для настольного театра. Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ»

Цель - развитие познавательных интересов через изучение книг об окружающем мире, животных и растениях, космосе, динозаврах и т. д. ; формирование гражданских черт личности посредством включения в библиотечный уголок книг о значении родины в жизни человека, о важных событиях в истории страны; знакомство с различными видами печатной продукции: газеты, журналы, брошюры; рассматривание иллюстрированных энциклопедий: дети учатся понимать не сюжетные картинки, а графические изображения процессов, систем, моделей; изучение тематических выставок в книжном уголке, посвящённых творчеству какого-либо писателя, празднику или памятному событию.

Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 8-10 и 10-12 разных книг :

учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;

в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

книги, отражающие тематику недели;

2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);

юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, В. Драгунский, Э. Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;

энциклопедии, подборки научно-популярных журналов

интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки

книги – самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми

тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.

тематические выставки («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова, «Сказки А. С. Пушкина», «Дети в стихах А. Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.); цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

речевые игры

наборы предметных и сюжетных картинок

Для детей 5-7 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях и их книгах.  

Цель – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет об оформлении книжного уголка к Новому годуФотоотчет об оформлении книжного уголка к Новому году Оформление книжного уголка к Новому году. Новогодняя атмосфера должна ощущаться везде, даже в книжном уголке. Детям будет очень приятно.

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группахФотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Мастер-класс для педагогов «Оформление книжного уголка»Мастер-класс для педагогов «Оформление книжного уголка» Авторы: Чернявская Надежда Федоровна Баринова Валентина Павловна Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. С этим высказыванием.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду "Дельфине". Вот такая.

Оформление книжного уголка в средней группеОформление книжного уголка в средней группе Представляю вашему вниманию, как можно оформить книжный уголок в средней группе. Это продолжение моего разговора об оформлении предметно-развивающей.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

МК «Весеннее солнышко» для разных возрастных группМК «Весеннее солнышко» для разных возрастных групп Вроде зима у нас прошла, мы её проводили, на коне она у нас ускакала. но что то на улице вновь зима, холод. Поэтому мы решили сделать весеннее.

Сюжетно — ролевая игра «Библиотека» Оформление книжного уголкаСюжетно — ролевая игра «Библиотека» Оформление книжного уголка Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию идею оформление книжного уголка и сюжетно - ролевой игры "Библиотека" Тематическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ
Опубликовано: 26 января 2020 в 16:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД