Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»

Макаренко Людмила
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 1.Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности с родителями».

Слайд 2. На сегодняшний день увеличилось количество детей, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональной сферы является актуальной и определяется современными условиями семейного воспитания.

Цель работы: выявить влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Задачи:

• на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников.

• дать характеристику эмоционального развития дошкольников.

• определить факторы, влияющие на формирование эмоциональной сферы ребёнка. Раскрыть особенности влияния совместной деятельности взрослых и детей на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Слайд 3. Изучением эмоционального развития детей занимались многие учёные - У. Джемс, У. Макдауголл, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Я. С. Неверович, А. Н. Леонтьев. К данной проблеме в последние годы обращаются многие авторы: Е. О. Смирнова, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, Ю. Б. Гиппенрейтер, а также психологи-практики: Е. Е. Алексеева, А. Я. Варга, Е. Т. Соколова, А. И. Захаров, Г. А. Широкова, Э. Г. Эйдмиллер, И. В. Дубровина, которая занимается вопросом организации психологической службы в системе образования,

Слайд 4. В процессе работы было выделено несколько основных вопросов - это особенности эмоционального развития детей в дошкольном возрасте, детско-родительские отношения, влияние совместной деятельности с родителями на развитие эмоций. На основе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены следующие особенности эмоционального развития детей.

В младенческом возрасте: развивается способность к дифференциации эмоций, закладываются основы высших чувств любви и симпатии к взрослым, в основе которых лежит подражание.

В раннем возрасте: эмоции неустойчивы и изменчивы, являются мотивами поведения ребёнка, закладываются простейшие нравственные, интеллектуальные и эстетические эмоции.

В дошкольном возрасте: осваиваются социальные нормы выражения эмоций, эмоции становятся осознанными, формируется чувство долга, получают развитие эстетические чувства в связи с собственной деятельностью ребёнка.

Слайд 5. Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что семья является первичным и необходимым условием формирования личности ребёнка. Первые свои знания, понятия и впечатления ребёнок получает непосредственно в семье. Естественно, что эмоции формируются в процессе общения ребёнка со взрослым. Дети способны переживать целую гамму чувств, эмоции захлёстывают ребёнка. Задача родителей - обратить внимание на эмоциональное развитие ребенка, вовремя показать, как выглядит то или иное чувство, как оно проявляется в выражении лица, мимике и жестах, позе и голосе, чтобы ребенок знал все главные чувства и эмоции, смог опознать их у себя и рассказать, поделиться. Таким образом, основная задача взрослых заключается в том, чтобы надлежащим образом направлять эмоции.

Слайд 6. Учёные определили, что в целом существуют три модели общения между взрослыми и детьми: демократическая, авторитарная и либеральная. (М. И. Лисина, А. В. Запорожец, В. И. Захаров, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова)

Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, ощущение своей нежелательности, дети замыкаются в себе, что говорит о неблагополучном эмоциональном фоне.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребёнка. Дети могут проявлять эгоизм, упрямство, завышенную самооценку.

Родители, являющиеся сторонниками демократического стиля воспитания, уважают личность ребёнка, принимают его таким, какой он есть. В таких семьях дети прислушиваются к мнению родителей, растут уверенными в себе, социально адаптированными и эмоционально устойчивыми.

Наиболее полная характеристика эмоциональной сферы со стороны детско-родительского взаимодействия дана Е. И. Захаровой (1998).

Слайд 7. Специфические человеческие свойства, личностные качества формируются в процессе взаимодействия ребёнка со средой, в процессе его собственной деятельности. Но решающую роль играет включение ребёнка в содержательную совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Она позволяет ему непосредственно переживать, почувствовать необходимость выполнения норм и правил. Эмоциональная сфера ребёнка развивается в деятельности и зависит от содержания и структуры этой деятельности. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка. Могут быть выделены три типа деятельности, включающих присутствие взрослого. Во-первых, игра, в которой отношения ребенка и взрослого даны в опосредованной форме. Во-вторых, трудовая деятельность, в которой отношения ребенка и взрослого даны в непосредственной форме. В-третьих, специально - организованные занятия, в которых взрослый руководит деятельностью ребёнка через предлагаемые занятия и их оценку. Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания — мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности.

Слайд 8. Положительные эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в ведущем виде деятельности - в игре. Игра всегда эмоционально насыщена. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребёнка, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, являются фактором развития гуманных чувств. Ролевые действия помогают понять друг друга, учитывать желания и настроения друг друга. удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. В игре закладывается база для других видов деятельности.

«Играйте вместе со своими детьми. И при этом не учите, не покрикивайте, не делайте одолжение и снисхождение, не смотрите на часы, а отдавайтесь игре целиком, и тогда ваш ребенок будет самым счастливым на свете». Такие универсальные рекомендации можно дать всем родителям.

Слайд 9. Совместная трудовая деятельность детей с родителями, способствует установлению доверительных отношений между ними и сказывается на формировании положительных эмоций у ребёнка. В процессе трудовой деятельности, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям взрослого, эмоциональное удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. Формируются любовь и уважение к труду, а положительное отношение к труду у взрослых переносится на собственную деятельность ребёнка.

Слайд 10. Формирование положительных эмоций происходит в творческой деятельности. Лепка, рисование, развивают у ребёнка эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни, в произведениях искусства. Когда ребенок перевозбудился и его сложно успокоить, ему нужна эмоциональная разрядка. В этот момент можно предложить ребенку краски и кисти, пусть он творит, что хочет на бумаге, кисточками или ладонью, пальцами. У ребенка появляется чувство успеха, он избавляется от всех негативных эмоций. При благоприятных условиях у ребёнка интенсивно развиваются умственные и художественные способности, эстетическое восприятие, эстетические эмоции. Формируются нравственные качества психики, складываются черты характера.

Слайд 11. Развитию эмоций способствует и специально организованная деятельность, например занятия музыкой, где дети не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки. Дети имеют возможность видеть настроение других людей, учатся «видеть» их эмоции, учатся проявлять свои переживания. Музыку называют «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

Слайд 12. Развитие эмоций и чувств связано с речью, непосредственным общением. В процессе общения складываются определённые личностные взаимоотношения. Поэтому очень важным этапом развития эмоций в старшем дошкольном возрасте является чтение художественной литературы. Ребёнок, погружаясь в сюжет переполняется целой гаммой эмоций. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. А интонационная выразительность речи, с которой читают детям их родители, усиливает эмоции ребёнка.

Слайд 13. Основной функцией семьи является обеспечение эмоционального комфорта ребенка. Исследования родительского отношения, стиля детско-родительских взаимодействий подводят к выводу, что родители должны удовлетворять не только физиологические потребности ребенка, но и эмоциональные, обеспечивать поддержку активного, инициативного отношения к миру. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого, в эмоциональном взаимодействии с взрослым, потребность в получении положительных эмоций от взрослого, потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте с взрослым.

Слайд 14. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок, Ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется, гордится.

Таким образом, на эмоциональное развитие дошкольников оказывает влияние, в первую очередь, социальная микросреда, семья, а также собственная активность ребёнка в различных видах деятельности, таких как игра, занятия музыкой, посильный труд, общение. На каждом возрастном этапе для успешного развития ребёнка, становления его личности, его эмоциональной сферы необходимо присутствие близких взрослых и положительное эмоциональное окружение.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Особенности формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

Особенности формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста ОНР в процессе логопедической работы Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Рубинштейн, А. Г.

Особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения.

Детский оркестр. как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Контрольная работа Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно.

Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье» Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье» Современные научные данные доказывают,.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Игра, являясь.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 12:21
+295Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
МААМ снова онлайн

Сегодня МААМ был недоступен 6 часов. Причиной тому стали неполадки в дата-центре, где размещён сервер МААМ. На данный момент работоспособность восстановлена. Приносим огромные извинения.

24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

Проект «Осенняя пора» во второй младшей группе
Информационная карта проекта Название проекта: «Осенняя пора». Автор проекта: воспитатель Левина Т. Ю. Продолжительность проекта: среднесрочный ( сентябрь...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол «Подготовка ребенка к...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол "ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» Воспитатель: Кузнецова Е. В. Цели: расширение контакта между...
Фотоотчет по пластилинографии во 2 младшей группе «Разноцветные мухоморы»
Уважаемые коллеги! Сегодня с малышами мы рассматривали и играли с грибочками - деревянным счетным материалом. Как это интересно - увидеть из чего состоит...