Любовь Зуева
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
2слайд. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте.
Публикация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
Задачи по формированию позитивных установок различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста Отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
3слайд. Задачи трудовой деятельности
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью формирования положительного отношения к труду через решения следующих задач.
•формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
•воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам;
•воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
•развитие самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Слайд 4
Программа воспитания в детском саду раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы :
1младшая Начинается приобщение детей к трудовой деятельности.
Основной вид труда в этом возрасте –самообслуживание.
2младшая Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Средняя группа Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания
Старшая группа
Добавляется ручной труд.
Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности,умение достигать результат.
Подготовительная группа
Сформированные умения и навыки совершенствуются.
1. воспитывать у детей привычку к постоянной занятости
4слайд условия трудовой деятельности
Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.
Организация материальной среды и трудового оборудования.
Учет индивидуальных интересов.
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка.
Создание мотивации и трудовой деятельности.
Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками.
Необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка.
Трудом нельзя наказывать.
5 слайд методы трудового воспитания
Существует 2 группы методов трудового воспитания (они отражены на слайде)
Формирование нравственных представлений,суждений,оценок
Создание у детей практического опыта трудовой деятельности
1группа методов
Формирование нравственных представлений,суждений,оценок
1. решение логических задачь,загадок.
2. приучение к размышлению
3. беседы на этические темы
4. чтение художественной литературы
5. расматривание,рассказывание,обсуждение картин и иллюстраций
6. придумывание сказок
2группа методов
Создание у детей практического опыта трудовой деятельности
1. приучение к положительным формам общественного поведения
2. показ действий
3. пример взрослого и детей
4. целенаправленное поведение
5. организация интересной деятельности
6. разыгрывание комуникативных ситуаций
7. создание контрольных педагогических ситуаций
7 слайд
Формы организации
1. Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Это первая форма организации трудовой деятельности.
Поручения могут быть:
· по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);
· по продолжительности; (кратковременные, эпизодические, длительные);
· по трудности (простые, сложные)
СОДЕРЖАНИЕ ПОРУЧЕНИЙ: В младшей группе носят индивидуальный характер :по просьюе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь,поднять упавшую вещь,положить на место,поиочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки,раздать карандаши для рисования и тд. В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др. ; В младшей группе носят индивидуаль-ный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, под-нять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д. ; В старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др., даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада)и др.
2. ДЕЖУРСТВА - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Вторая младшая группа
Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе со второй половины года. Перед ребенком - дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Ежедневно за каждым столом работает дежурный. Надев фартук и колпачок (косынку, вымыв руки с мылом, ребенок помогает раздавать ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Воспитатель или помощник воспитателя раскладывают индивидуальные салфетки, чтобы показать дежурному, кто присутствует. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально - положительное отношение к нему. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные возможности.
Средняя группа
В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается двое дежурных, которые полностью накрывают на столы: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.
Дети (не дежурные) средней группы убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на край стола, относят чашку на раздаточный стол.
Убирать посуду, кроме чашек (дети сами их относят) должен взрослый!
Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные стопкой тарелки, ложки, вилки.
Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клейстером, постелить индивидуальные салфетки и т. д., так же помогают убрать материал после занятий.
Воспитатель подчеркивает, насколько ребенок проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.
Старшая группа
Старшая группа на дежурство по столовой назначается так же по два ребёнка. Дежурные заходят пораньше (быстро переодеваются, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым.
Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стола, чашку относит на раздаточный стол как и в средней группе. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.
Дети не должны носить посуду в мойку.
Дежурные должны после еды убрать салфетницы, хлебницы, помочь убрать ложки и вилки и смести крошки со столов, для этого должен быть специальные совок и щетка.
При этом дети не должны надолго задерживаться, чтобы лечь спать вместе с другими детьми.
Дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя (ставятся, например, салатницы). Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
Дежурства на занятиях. Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал, помочь стереть пыль, расставить стульчики.
Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.
У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы (начинается с начала года). Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений.
Также дети среднего возраста должны учиться, а старшего возраста должны уметь заправлять свои постели: поправлять простыни и наволочки, складывать одеяло, расправлять покрывала. После детей помощник воспитателя еще раз поправляет постельные принадлежности. Дети не должны сами снимать постельное белье при его смене. Помощники воспитателя не должны заставлять уносить белье в прачечную, посылать или брать с собой детей на кухню.
3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обращаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.
Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут самостоятельно распределять работу.
Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело.
Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т. д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р. С. Буре).
Для повышения интереса к коллективному труду можно рекомендовать организацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные заказы, в том числе и от младших групп.
Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.
На основании исследований В. Г. Нечаевой, Р. С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду используются два вида коллективного труда : труд общий и труд совместный.
Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.
В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.
Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог распределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закончить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъяснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.
Такая организация способствует формированию положительных взаимоотношений, умений подчинять свои желания требованиям группы.
Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй половине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объединения обычно включают от 3 до 6 участников.
Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, воспитатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают договариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совместно приходят к общему решению.
Следует подчеркнуть особенность общего труда : значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое значение для формирования у детей стремления к коллективной работе.
Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей - совместный труд, который характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде - общая.
При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.
Другая особенность совместного труда - неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, при ремонте книг первому ребенку поручают приготовить полоски бумаги. Второй ребенок, который будет подклеивать корешок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание.
Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результата, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.
Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естественно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.
Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задач. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:
-направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить задание : следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.
-осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т. д.
В организации коллективного труда детей выделяются четыре последовательных этапа:
· оборудование рабочего места;
· распределение работы между участниками;
· выполнение детьми разных заданий;
· обсуждение результатов трудовой деятельности.
В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.
В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в неделю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный) :
8 слайд самообслужтивание это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.)
В младшем возрасте ребенок должен уметь.
Труд направленый на удовлетворение повседневных личных потребностей
8 слайд. содержание работы
3-4года
Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. надевать и снимать одежду,складывать,вешать,растегивать,застегивать пуговицы и др застежки
Учаться замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки,и лицо,вовремя пользоваться носовым платком и пр
4-5лет
Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться
Стараються быть всегда аккуратными и опрятными. учатся чистить свою одежду щеткой
Не забывают просушивать варежки одежду обувь (по необходимости)
Учаться умываться, чистить зубы
Учатся подготавливать и убирать рабочее место
5-7 лет
Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно хранят свою одежду и обувь,приводят ее в порядок.
Любят быть опрятными. помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. берегут личные вещи.
Стирают свои мелкие вещи
Умеют умываться, правильно чистить зубы мыть ноги и тело.
Убирают свою постель.
Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место
10 слайдХозяйственно бытовой труд.
3-4года
Дети старательно выполняют поручения (убрать игрушки,пособия после занятий,собрать листочки и пр)
Приучаються соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. помогают взрослым уважительно относиться к их труду.
Учаться дежурить по столовой (раставлять салфетницы,хлебницы,расскладывать ложки.)
4-5лет
Приучаються поддержтвать порядок в груповой комнате и на участке (мыть,протирать,убирать игрушки,инвентарь,пособия)
Стараются помогать взрослм в уборке помещений и участка, в ремонте книг игрушек,пособий.
Учаться самостоятельно дежурить по столовой,выполнять обязаности по подготовки матеиалов к занятиям.
Уважительнно относитьмя к труду, к тем ктотрудиться, к результатм их труда.
5-7 лет
Приучать поддерживать порядок в помещении и на участке
Выполнять обязаности дежурных
Самостоятельно подметают,очищают дорожки,поливают песок.
Занимаються стиркой
Стараються помогать малышам
Уважают тех,кто трудиться,бережно относится к результатам их труда.
11слайд. Труд в природе
12 слайд
3-4 года
Дети проявляют интерес к жизни растений и животных. любят помогать взрослым ухаживать за ними.
Учатся поливать растения, сажать лук,сеять крупные семена,поливать грядки,собирать урожай овощей.
4-5 лет
Любят наблюдать за жизнью растений и животных. проявляют заботу о них,
Умеют самостоятельно поливать растения,помогают воспитателям кормить птиц,животных,
Помогают воспитателям пересаживать комнатные растения,выращивать зелень для корма птиц и животных,наполнять свещей водой аквариум,мыть камушки и пр.
5-7 лет
Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде
Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь
Любят все живое :с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту
Умеют перекапывать грядки,окучивать, подвязывать,пропалывать растения,обкапывать кусты,поливать,опрыскивать,собирать урожай,выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают семена, сажают корнеплоды,выращивают и высаживают рассаду.
Умеют мыть,нарезать,расскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц,кормят зимующих птиц.
Следят за чистотой и хранением инвентаря.
13слайд
14 слайд
Ручной труд
Дети помогают воспитателю подклеивать книги,коробки
Любят рассматривать природные материалы
4-5 лет
Вместе с воспитателем дети занимаються ремонтом книг,коробок,атрибутов,игрушек.
Сортируют природный материал,раскладывают по коробкам. учатся тонировать бумагу для рисунков,апликаций
5-7лет
Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек
Пришивают петли к новым полотенцам, одежде кукол
Сортируют природный материал,подготавливают его к работе.
Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал,пособия для занятий.
Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности
15 слайд
В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.
Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии
развития и обязательно предполагают участие и
помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя
в развитии трудовой деятельности дошкольника
является самой важной.
Развитие трудовой деятельности
дошкольников будет успешно осуществляться,
если при ее трудовой деятельности ребенка
будут соблюдены все условия.