Ольга Сергеевна Репко
Воспитание экологической культуры у детей раннего возраста через создание коллекции макетов
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Так как в этом возрасте дети постоянно соприкасаются с природой и первые их ощущения связаны именно с компонентами природы: светом и темнотой, Солнцем и Луной на небе, теплом и холодом, явлениями погоды – ветром, осадками, звуками, красками, формой объектов природы, жизненными проявлениями разнообразных организмов, которые ежеминутно вторгаются в мир ребенка.
Публикация «Воспитание экологической культуры у детей раннего возраста через создание коллекции макетов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Необходимо с самого раннего возраста обучать детей любить и бережно относиться к природе, ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают переданную информацию.
Мы даем детям понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как люди. Сломанная ветка плачет и просит помощи, оторванные листочки погибнут, кошки или собачки могут поцарапать или укусить, если причинить им боль. Учим их заботиться о живой природе, правилам поведения в природе. Объясняем почему необходимо беречь и заботиться об окружающем мире, убирать за собой мусор. Но при этом мы сами должны служить примером для ребенка.
Мною были поставлены следующие задачи: заложить первые элементарные представления и ориентиры в мире природы; способствовать развитию у детей познавательных и речевых умений; воспитывать у детей гуманное и эстетическое отношение к природе
Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования детей является правильная организация предметно – развивающей среды. Поэтому начала я свою работу по экологическому воспитанию с создания уголока «Эколята-Дошколята». Уголок «Эколята – дошколята» разработан для наглядного и действенного ознакомления детей раннего дошкольного возраста с природой и является просветительской, игровой и учебной зоной, оформлен не только для детей, но и для наших первых помощников – родителей. Уголок является местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
Стенд имеет четыре экологических функциональных раздела. Содержание каждого раздела посвящено одному из героев Эколят — Шалун, Умница, Елочка и Тихоня. Они берегут лес и его жителей. А благодаря героям — Эколятам Азбуки Природолюбия наши воспитанники и их родители имеют возможность прикоснуться к миру природы, познать её тайны, стать её защитниками и друзьями.
Воспитанники имеют возможность самостоятельно оформлять и менять деревья по временам года. Экологический уголок «Эколята-дошколята» постоянно обновляется новым материалом. Меняя наполнение разделов, можно планировать и дальнейшее ознакомление детей с охраной природы, что позволит детям вырасти настоящими защитниками природы, которые будут бережно относится к окружающей среде.
Есть в нашем детском саду дополнение к экологическому уголку «Эколята-дошколята» — уголок природы. Значимую роль играет живой мир, представленный комнатными растениями. Ребята знают, что растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом. Дети сами ухаживают за цветами: поливают моют листья. И это формирует у детей бережное отношение к растениям, заботу о живых существах, любовь к природе, а так же развиваются трудовые навыки
Приоритетным направлением любого воспитателя является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих вопросов и задач. Чтобы разнообразить и сделать предметно-пространственную среду более интересной и полезной в новом учебном году я планирую продолжить работу по экологическому воспитанию детей, используя макеты.
Цель данных дидактических пособий: развитие игровой и познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования, создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника
При реализации работы по использованию макетов определила следующие задачи:
1. Развивать устойчивый интерес детей к объектам и явлениям окружающего мира.
2. Создать условия для обогащения представлений у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;
3. Формировать навыки правильного поведения в природе;
4. Воспитываеть доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.
Макетирование имеет большое значение для формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах детской деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в их изготовлении можно использовать различные по фактуре, качеству, форме материалы. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи. Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность формировать познавательный интерес, эстетические чувства и творческие способности. различных видах деятельности. Макеты могут быть как настольными, так и плоскими настенными. При работе с макетами можно использовать такие приемы работы, как: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о домашних, диких животных, составление коротких рассказов и так далее.
Общеизвестны макеты с домашними и дикими животными. Экспозицию таких макетов следует продумать так, чтобы они могли постоянно изменяться (смена времени года, времени суток, появление новых героев). Дети могут дополнять их деталями (например, слепить зернышки для курочек, чашку для воды, морковку для зайчика и т. д.).
Задачу знакомства малышей с особенностями выращивания культурных растений можно решить с помощью макета «Огород у бабушки». Здесь можно расположить грядки с различными овощами, фруктовые деревья. В емкости с землей можно засеять разные культуры. Когда зазеленеет трава, можно «выпустить» погулять на луг домашних животных. Малыши с большим интересом будут наблюдать за появлением всходов. Ведь именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.
В изучении морских обитателей поможет макет "Море". Он несет в себе различные развивающие цели. С помощью тактильных контактов формируются представления детей о море, его обитателях, о рельефе морского дна. Дети с удовольствием обследуют различных по фактуре рыб, могут найти большую и маленькую ракушку, внимательно проследив глазками, найти жемчужину, и др. Помимо тактильных ощущений при изучении природных объектов, используется и зрительный анализатор. Смотреть на воду полезно для нервной системы. В красивой банке под плотной крышкой можно создать импровизированный аквариум, поместив в нем водоросли, различные рыбы, ракушки.
Правильно организованная работа педагога с детьми, разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении способствуют формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это не возможно без создания в группе эколого-развивающего пространства, чем и являются в современных условиях макеты.
В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Использование макетов является средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей об окружающем мире, способствует пониманию взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес, воспитывает любовь и бережное отношение к ней.