МААМ-картинки

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников

Лиана Гордиенко
Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников

Автор опыта :

Гордиенко Лиана Евгеньевна

воспитатель дошкольных групп

Головчинской СОШ с УИОП

2014

Содержание

I. Информация об опыте

1. Тема опыта…. 3

2. Условия возникновения и становления опыта…. 3

Публикация «Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников» размещена в разделах

3. Актуальность опыта…. 7

4. Ведущая педагогическая идея опыта…. 8

5. Длительность работы над опытом …. 9

6. Диапазон опыта…. 9

7. Теоретическая база опыта….9

II Технология опыта

1. Определение цели…10

2. Постановка задач, способствующих достижению данной цели….10

3. Описание средств достижения цели…. 10

4. Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами…. 11

5. Отслеживание результатов…. 22

6. Оценка результативности…. 32

III Вывод…33

IV Информационные ресурсы….34

Информация об опыте

Тема опыта : «Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников».

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», дошкольные группы функционирует с 1951 года. Здание дошкольных групп расположено в густонаселенном массиве села Головчино. Ближайшее окружение : начальная и средняя школы, стадион, дом культуры, физкультурно-оздоровительный комплекс. Это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности дошкольных групп, расширяет спектр возможностей по организации физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической, социально-личностной работы, осуществлению сотрудничества с педагогическими коллективами других учреждений, способствует созданию положительного имиджа детского сада среди жителей села и близлежащих территорий.

Дошкольные группы предоставляют весь спектр образовательных услуг дошкольного воспитания. Развивающая среда дошкольных групп позволяет осуществлять полноценное физическое, социально-личностное, художественно эстетическое и познавательно-речевое развитие ребенка, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей. Приоритетными направлениями деятельности дошкольных групп по реализации общеобразовательной программы являются познавательно-речевое и физкультурно-оздоровительное направления.

Выполнение основной задачи дошкольных групп по обеспечению целостного развития ребенка и формированию физически и психически здоровой, социально-активной, духовно-богатой, творческой личности происходит путем реализации следующих программ: комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Парциальные: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой; «Ладушки» под редакцией И. Каплунова, И. Новоскольцева; Основы безопасности детей старшего дошкольного возраста Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева; «Здоровый малыш» З. И. Береснева.

Используемые в работе с детьми программы отвечают требованиям закона РФ «Об образовании», взаимосвязаны между собой, обеспечивают интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное и социально-личностное развитие каждого ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Духовное возрождение России закономерно связано с возросшим интересом общества к народной культуре своей страны. Культура русского народа содержит в себе уникальные национальные и глубокие общечеловеческие ценности.

Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. К. Д. Ушинским было замечено, что в

семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, А. А. Грибовская, Р. И. Жуковская,Н, А. Курочкина. М. А. Некрасова, О. И. Соловьёва и др.). Вместе с тем, развивающий потенциал устного народного творчества настолько велик, что требует дальнейшего изучения.

Одним из малоисследованных направлений можно считать использование устного народного творчества в целях развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем она рассматривается как важный показатель речевой культуры личности.

Современные исследования (О. И. Марченко, 3. в. Савкова, в. Г. Третьякова и др.) дают основание утверждать, что данное понятие имеет интегративный характер, включая в себя вербальные (интонационные, лексические, синтаксические) и невербальные (мимика, движения, поза) средства выразительности. Анализ специальных работ позволяет назвать следующие определяющие признаки выразительной речи : адекватность выбора средств вербальной и невербальной выразительности содержанию высказывания; уместность их использования; образность; эмоциональность и индивидуальность речи. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема развития выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец и др.) и педагогов (А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, 0. С. Ушакова, А. И. Полозова и др.). Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера. До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; каким образом можно обеспечить вовлечение детей в применение разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи. Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.

Автор опыта предлагает, что использование в работе со старшими дошкольниками произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи, основу этого предположения составляют следующие особенности фольклорных произведений: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению; особое взаимодействие между "рассказчиком-артистом-автором" и "слушателями-зрителями участниками", которое делает совместное действо более ярким и выразительным.

В силу названных особенностей, устное народное творчество выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, "пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка", обогащая тем самым детскую речь. Русские народные сказки, потешки, прибаутки, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников фольклорные жанры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.

Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и развития умений речевого самовыражения старших дошкольников обусловили тему моего педагогического опыта «Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников».

Актуальность опыта

Данная проблема представляется актуальной на сегодняшний день, так как способствует решению задач, поставленных перед ДОУ : повышение уровня обученности и воспитанности дошкольников, развитию индивидуальных способностей дошкольников, формированию их как личности.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них выразительности речи.

Работая с детьми старшей группы, автор опыта столкнулась с тем, что среди детей данного возраста есть еще и такие,которые нечисто произносят слова,говорят недостаточно отчетливо, нечетко артикулируют звуки. Некоторые дети еще не умеют регулировать громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. А ведь как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, А. В. Запорожец, О. С. Ушакова) пятый - шестой годы жизни являются периодом наиболее высокой «языковой одарённости», периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора. Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и перевоплощаться в героев и персонажей произведения.

Дошкольник 5 лет, как отмечает А. В. Запорожец, чётко различает реальные предметы и их изображение в сказке, у него вырабатывается «реалистический подход к сказочной фантастике», развивается способность мысленно действовать в воображаемых ситуациях, «без которой невозможна никакая творческая деятельность». Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, важно отметить, что в педагогической литературе устное народное творчество, рассматривается в основном как средство нравственно-эстетического воспитания, развития речи детей (Е. А. Флерина, С. А. Алиева и другие). Проблемы же развития выразительности речи посредством устного народного творчества рассматривались очень узко. Проведённые исследования посвящены изучению влияния русского фольклора на придумывание детьми старшего дошкольного возраста сказок (А. Е. Шибицкая, формированию творческих умений в процессе освоения художественно-речевых образов загадок (О. Н. Сомкова, влиянию народной сказки на творчество старшего дошкольника (М. М. Конина).

В целом же исследования, посвященные устному народному творчеству содержат указание на то, что устное народное творчество таит в себе громадные возможности по формированию выразительности речи старших дошкольников. Именно поэтому для углубленной работы автор опыта выбрала тему «Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников».

Данный опыт позволяет :

1. Совершенствовать звукопроизношение, развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связную выразительную речь и обогащать словарь детей.

2. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содер-жанию прочитанной сказки.

3. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость и память.

4. Учить создавать воображаемые образы и узнавать сказочные ситуации.

5. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром.

8. Воспитывать эстетический вкус.

Поэтому автор опыта считает необходимым изучить вопрос развития выразительности речи старших дошкольников посредством устного народного творчества. Именно устное народное творчество помогает легко установить с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное и развивающее воздействие.

Изучение данной темы позволило автору опыта разнообразить и дополнить все виды учебной и воспитательной деятельности, что привело к повышению уровня развития выразительности речи старших дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, чтобы создать условия для развития выразительности речи детей, вызвать искреннюю радость и положительные эмоции от общения с устным народным творчеством, пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелось прошлое и настоящее, развивать способности детей средствами всех видов устного народного творчества.

Длительность работы над опытом

Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику работы детского сада в течение 3-х лет. Работа по опыту включает специально организованную учебно-игровую деятельность и представляет собой систему работы с детьми цикличностью один год с поэтапным решением поставленных задач. Усвоение материала, формирование навыков выразительности речи детей занимает достаточно длительный период, поэтому вся работа построена на постепенном, поэтапном введении ребенка в мир устного народного творчества.

Диапазон опыта

Опыт рассчитан на деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в течение года. Три года подряд : 2010 -2011 учебный год, 2011-2012 учебный год, 2012-2013 учебный год автор опыта работала в старших группах, где и проводила работу над развитием выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта

Для обоснования темы своего педагогического опыта автор использовала широкую теоретическую базу, созданную ведущими педагогами и психологами.

Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского и др. Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами устного народного творчества занимались Ю. Г. Илларионова, Е. И. Тихеева,Ф. А. Сохин, А. М. Бородич, С. С. Бухвостова, О. С. Ушакова, А. П. Усова, А. Я. Мацкевич, И. В. Черная, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, Н. В. Шайдурова, О. И. Давыдова, Н. В. Казюк и другие.

Вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К. Д. Ушинский, О. И. Капица, Г. С. Виноградов, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Г. Гучене, М. Ю. Новицкая, Р. П. Боша, А. Е. Шибицкая, Н. Ф. Самсонюк и другие). Исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей старшего дошкольного возраста (Р. П. Боша, Н. Н. Насруллаева).

В практике своей работы автор опыта использовала программу "Наследие" под редакцией М. Ю. Новицкой, "Оберег" Е. Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. Л. Князевой.

Кроме этого использовала новые технологии : индивидуализация обучения,разработанные Инге Уитом, А. С. Границкой; личностно-ориентированное,развивающее обучение,разработанное И. С. Якиманской технологии здоровьесбережения.

Технология опыта

Цель : Развивать выразительность речи у детей с помощью устного народного творчества.

Задачи :

1. Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству.

2. Дать знания о различных видах народного творчества.

3. Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества в педагогическом процессе детского сада на основе интеграции разных видов художественно-творческой деятельности.

4. Показать практическую значимость данного опыта для развития выразительности речи старших дошкольников.

Описание средств достижения цели

Методы реализации проекта

Для решения поставленных задач автор опыта широко использовала современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы) :

1) проблемный – решение поставленной задачи, создание продукта деятельности;

2) практический – трудовая деятельность, продуктивная деятельность;

3) наглядный – использование экспонатов этнографического музея детского сада, дидактические пособия, иллюстрации, дидактические игры;

4) словесный – использование народных примет, загадок, потешек, прибауток, считалок, сказок.

Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к устному народному творчеству и активно использовать его для развития речи старших дошкольников.

Формы работы с детьми

В работе с детьми автор опыта использовала те формы деятельности, которые доставляют ребенку радость, оказывают положительное нравственное влияние, гармонично его развивают и в конечном итоге способствуют развитию выразительности речи :

Занятие-путешествие - предполагает познавательную деятельность детей, направленную на поиск, обработку и освоение информации.

Комплексное занятие – осуществляет всестороннее развитие ребенка.

Интегрированные занятия познавательного и художественно-эстетического цикла предполагают ознакомление детей с устным народным творчеством.

Занятия – экскурсии – это такая форма занятий, которая предусмотрена музейной педагогикой (знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства, знакомство с народным костюмом, с народной игрушкой, посещение выставок в музее детского сада «Русская народная игрушка», «Во горнице, во светлице»).

Посиделки – это форма деятельности, в которой познавательный рассказ, беседа хозяйки русской избы сочетаются с творческой продуктивной деятельностью детей и взрослых, а также с музыкально-литературной деятельностью. На посиделках применяется метод индивидуального обучения и объяснительно – иллюстративный метод. Материал подбирается в соответствии с темой и целью занятия. («Украшение русского народного костюма», «В гостях у хозяйки русской избы»).

Развлечения для детей – доставляют радость детям, развивают их творческие способности.

Совместное творчество детей и родителей – способствует взаимному обучению, взаимопониманию детей и родителей, самоутверждению детей и родителей.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей» «Ребенок…- писал Горький,- хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.

Перспективное планирование по самообразованию «Устное народное творчество в развитии речи детей 4–5 лет» Дата Тема Задачи Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Сентябрь «Глиняный человек» Формировать интерес к русскому прикладному.

План по самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район Воспитатель : Новикова Юлия Алексеевна Группа подготовительная.

Сообщение для педсовета «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей". Культура россиян невозможно представить себе без народного искусства,.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

Устное народное творчество для самых маленьких Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится.

Устное народное творчество в формировании личности дошкольника Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют простотой слова,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Устное народное творчество в развитии речи детей Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников
Опубликовано: 14 августа 2016 в 13:25
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лиана Гордиенко (УИ 400469) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД