Получи документы

Презентация опыта «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

наталия кремнева
Презентация опыта «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Она имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Публикация «Презентация опыта „Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Знакомя с устным народным творчеством, у дошкольников я развиваю речь, память, внимание, мышление, воображение, фантазию. В результате дети становятся способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения. Анализ сказки провожу таким образом, чтобы дети смогли понять и почувствовать её глубокое идейного содержание, чтобы надолго заполнилось содержание и полюбились литературные образы.

При этом использую интерактивную технологию «Мозговой штурм»

Основная цель: помочь детям «расковать» сознание и подсознание детей, стимулировать воображение, что бы получить наибольшее количество необычных оригинальных идей.

Алгоритм технологии «Мозговой штурм»

1. Выслушать проблему.

2. Подумать над ее решением.

3. Разделиться на «Создателей» и «Экспертов»

4. Рассказать свою идею.

5. Выслушать и обсудить идеи.

6. Выбрать идею.

В старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяю таким сказкам, которые дети с удовольствием пересказывают после прочтения, обсуждают, делятся впечатлениями друг с другом. Но много времени уделяю сказкам, которые рассказываю. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику. Это помогает так же понять содержание сказки. Что бы узнать, как же запомнили и поняли её, я подбираю соответствующие картинки и вношу их в группу, обращаясь к детям: «Из какой сказки пришли эти герои?»

Расширяя словарь детей через русское народное творчество, использую познавательное значение словосочетаний из русских народных сказок, по которым учу детей ориентировке в пространстве, даю понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них: «Направо пойдешь – клад найдешь», «Утро вечера мудренее», «От мала до велика»

Невозможно перечислить все сказки, над которыми работаем с детьми, по мотивам некоторых сказок проводим игры – драматизации, прослушиваем аудиосказки, что позволяет вслушиваться в напевность народного языка. Моим детям нравится на основе пословиц и поговорок создавать свои сказки, что развивает их воображение, и умение рассказать свою придуманную сказку, ведь пословицы и поговорки можно использовать в любой ситуации.

С целью развития речи детей я в своей работе использую чистоговорки, скороговорки. В группе создана картотека, с помощью которой, предоставляется возможность самим придумать скороговорку. Так же использую чистоговорки для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания.

В процессе работы я учу детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные, использую наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц).

Процесс придумывания загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывали загадки по образцу. Но чем больше эта работа проводилась, тем интереснее загадки придумывали дети.

Особое место в моей работе по составление загадок занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем моделей. Так как наличие зрительного плана – схемы делает составление загадок более четким и последовательным.

В составлении загадок использую технологию А. А. Нестеренко.

Для составления загадок предлагается три основные модели.

. Сначала эту деятельность я проводила как по подгруппам, так и в индивидуальной работе. Детям предлагались картинки, на которых изображены признаки предмета (цвет, размер, поверхность объекта, действия предмета (прыгает, кричит, ходит, ползет и т. д., картинки – помощники с изображением предметов, зверей, и т. д.

Признаки – символы выкладывают в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирается определения, образные сравнения ими заполняется правая часть таблицы. Сейчас дети самостоятельно используют эту технологию. Совместным итоговым продуктом стала книга «Теремок загадок». Которая составлена из загадок, которые сочинили дети. составленные детьми. Я считаю, что такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С родителями я провожу беседы, консультации на тему: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», оформляем папки – передвижки: «Говорят наши дети», «Роль малых фольклорных форм для развития звукопроизношения». Для повышения речевой активности у детей по устному - народному творчеству совместно с родителями созданы театры: пальчиковые, настольные и ложек.

Я считаю, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Обмен опытом «Устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста» МБДОУ детский сад «Теремок» 2017год Опыт работы Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста».

Опыт работы «Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного опыта» ОПЫТ РАБОТЫ МОРОЗОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЮРЬЕВНЫ воспитателя МБДОУ детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачева на тему: «Моделирование в системе.

План по самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Цель: повышение своего теоретического.

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество Выполнила: воспитатель Молькова Т. В.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Раннее детство – это фундамент общего развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста На сегодняшний день тема: "Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста" очень актуальна. В то время, как развивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация опыта «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 13:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД