Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Мария Щучкина
Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

(2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено на развитие любознательности, памяти, внимания, на активизацию мыслительной деятельности, которая способствует формированию наблюдательности, умению размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать соответствующие выводы.

(3)Опираясь на всё выше сказанное поставили перед собой цель: организовать для детей старшего дошкольного возраста самостоятельную исследовательскую деятельность в группе, уделить данному направлению особое внимание.

Для достижения цели определили ряд задач. Они перед вами.

(4) В группе были созданы все необходимые условия для детского экспериментирования. А именно, было определено место для выставок, на котором в зависимости от изучаемой темы представлены различные коллекции, экспонаты, открывались музеи; место для приборов, необходимых для проведения опытов, экспериментальной деятельности; место для хранения разнообразных материалов; место для игр с неструктурированными материалами (песок, вода, опилки, шарики пенопласта).

(5) Перечень оборудования, пособий и приборов представлен на слайде. Более подробно остановлюсь лишь на некоторых из них.

(6) Макет " Природные зоны" - способствует освоению действия использования модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в различных природных зонах.

Электронный конструктор " Знаток" - увлекательная игра по физике для дошкольников, содержащая сотни схем, в которых используется ручное, магнитное, световое, водяное, звуковое, электрическое, а также сенсорное управление. Все схемы, построенные по книгам - инструкциям позволяют ребёнку увидеть разнообразие электронных технологий. Испытав схему на этом конструкторе можно собрать такую же из своих деталей и применить её в жизни. Это и было сделано воспитанником нашей группы, который изобрёл таймер для зубной щётки и занял I место во всероссийском интернет конкурсе проектов " Я - изобретатель" .

(7) Многофункциональное пособие " Эволюция человека", способствующее развитию у детей представлений не только об эволюции человека, но и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, за счёт вращающегося барабана со съёмными заламинированными картинками.

Лепбуки " Насекомые", " Юный исследователь" или «наколенные книги». Они представляют собой тематические интерактивные небольшого размера книжки с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, оформляет.

(8) Пособие " Дерево добрых дел" - демонстрирующее правила поведения в природе, а также правила ухода за растениями.

(9) На следующем слайде вашему вниманию представлена последовательность организации детского экспериментирования. Хотелось бы отметить, что в старшем дошкольном возрасте инициатива по проведению опытов распределяется равномерно между воспитателем и детьми. В этот период начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.

(10) Опыт " Свойства магнита".

(11) В своей работе используем несколько вариантов фиксации результатов: зарисовка опытов, оформление технологических карт (последовательность выполнения опыта) и ведение календаря природы.

Один из доступных способов донести цикл смены времён года и месяцев до ребёнка, который только начинает понимать окружающую действительность, это использование практического метода обучения - моделирования. Модели способствуют усвоению детьми алгоритма закономерных изменений в природе.

Календарь природы - это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Цель работы с календарём природы - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Заполнение календаря, т. е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством педагога закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду.

В середине недели, после рассматривания покрова земли и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники фотографируются около объектов и изображение размещается в разделе "Живая природа".

В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Недели месяца".

В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели, заполненные значками окошечки "погоды", фотографию с изображением куста и покрова земли - все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Работа строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Сначала обучаем детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, формируем умение правильно ориентироваться на его плоскости; направляем внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе.

С помощью вопросов организуем и направляем ход рассуждений детей, подводим

их к выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. В данном случае вопросы при обсуждении календаря рассматриваются как средство становления и активизации логического мышления детей.

(12) На слайде представлены методы и приёмы, используемые нами при организации самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

(13) Для поддержания интереса детей к экспериментальной деятельности используем различные способы. Это реальные события (яркие природные явления- гром, молния, град, снегопад, радуга и др, общественные события); события, специально "смоделированные " воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. Стимулом к исследованию служили и события, происходящие в жизни группы, "заразившие" большую часть детей и приведшие к довольно устойчивым интересам.

При этом мы стараемся не забывать об особенностях организации экспериментирования, заключающихся в непродолжительности по времени эксперимента, в учёте индивидуальных различий детей, их возрастных особенностей.

(14) Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству. Поэтому формы взаимодействия с ними представлены на слайде.

(15) В заключение хотелось бы сказать, что работа по организации исследовательской деятельности детей интересная, насыщенная и очень продуктивная. Она является отличным средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по конструктивно-модельной деятельности Открытый показ для воспитателей подготовительных к школе групп НОД по конструктивно-модельной деятельности с воспитанниками подготовительной.

Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Владимова Елена Станиславовна Опыт работы на тему : "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" «Любовь к родному краю,.

Опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством .

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Опыт работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки.

Организация исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАМКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Актуальность В настоящее время в системе дошкольного.

Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя.

Опыт работы «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Опыт работы «Здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста» Одной из задач дошкольного образования в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 мая 2018 в 21:27
+187Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
25 января. День лыж и коньков на МААМ

25 января 1924 года лыжный и конькобежный спорт впервые вошли в программу Олимпиад. Во французском городке Шамони, в Альпах, началась Неделя зимних видов спорта, приуроченная к грядущей Олимпиаде-24 в...

25 января. День Татьяны! Праздник студентов

Российские студенты отмечают свой...

Игра «Юные пожарные» по теме пожарной безопасности
Задачи: 1. Проверить и закрепить знания по правилам пожарной безопасности, предупредить наиболее распространенные ошибки детей при пожаре. 2. Развивать у...
Коллективная работа в разновозрастной группе «Наши зимующие друзья-снегири, синицы»
Коллективная работа в разновозрастной группе «Наши зимующие друзья-снегири, синицы». В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться....
Календарный план образовательной работы на неделю «Зимующие птицы» в старшей группе
План работы с 20 по 24 января Тема: «Зимующие птицы» Задачи: - Формировать представления о зимующих птицах ( условия их жизни, роли человека в жизни...