Мария Щучкина
Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
(2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено на развитие любознательности, памяти, внимания, на активизацию мыслительной деятельности, которая способствует формированию наблюдательности, умению размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать соответствующие выводы.
Публикация «Опыт работы „Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
(3)Опираясь на всё выше сказанное поставили перед собой цель : организовать для детей старшего дошкольного возраста самостоятельную исследовательскую деятельность в группе, уделить данному направлению особое внимание.
Для достижения цели определили ряд задач. Они перед вами.
(4) В группе были созданы все необходимые условия для детского экспериментирования. А именно, было определено место для выставок, на котором в зависимости от изучаемой темы представлены различные коллекции, экспонаты, открывались музеи; место для приборов, необходимых для проведения опытов, экспериментальной деятельности; место для хранения разнообразных материалов; место для игр с неструктурированными материалами (песок, вода, опилки, шарики пенопласта).
(5) Перечень оборудования, пособий и приборов представлен на слайде. Более подробно остановлюсь лишь на некоторых из них.
(6) Макет " Природные зоны" - способствует освоению действия использования модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в различных природных зонах.
Электронный конструктор " Знаток" - увлекательная игра по физике для дошкольников, содержащая сотни схем, в которых используется ручное, магнитное, световое, водяное, звуковое, электрическое, а также сенсорное управление. Все схемы, построенные по книгам - инструкциям позволяют ребёнку увидеть разнообразие электронных технологий. Испытав схему на этом конструкторе можно собрать такую же из своих деталей и применить её в жизни. Это и было сделано воспитанником нашей группы, который изобрёл таймер для зубной щётки и занял I место во всероссийском интернет конкурсе проектов " Я - изобретатель" .
(7) Многофункциональное пособие " Эволюция человека", способствующее развитию у детей представлений не только об эволюции человека, но и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, за счёт вращающегося барабана со съёмными заламинированными картинками.
Лепбуки " Насекомые", " Юный исследователь" или «наколенные книги». Они представляют собой тематические интерактивные небольшого размера книжки с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, оформляет.
(8) Пособие " Дерево добрых дел" - демонстрирующее правила поведения в природе, а также правила ухода за растениями.
(9) На следующем слайде вашему вниманию представлена последовательность организации детского экспериментирования. Хотелось бы отметить, что в старшем дошкольном возрасте инициатива по проведению опытов распределяется равномерно между воспитателем и детьми. В этот период начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.
(10) Опыт " Свойства магнита".
(11) В своей работе используем несколько вариантов фиксации результатов: зарисовка опытов, оформление технологических карт (последовательность выполнения опыта) и ведение календаря природы.
Один из доступных способов донести цикл смены времён года и месяцев до ребёнка, который только начинает понимать окружающую действительность, это использование практического метода обучения - моделирования. Модели способствуют усвоению детьми алгоритма закономерных изменений в природе.
Календарь природы - это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Цель работы с календарём природы - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Заполнение календаря, т. е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством педагога закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду.
В середине недели, после рассматривания покрова земли и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники фотографируются около объектов и изображение размещается в разделе "Живая природа".
В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Недели месяца".
В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели, заполненные значками окошечки "погоды", фотографию с изображением куста и покрова земли - все соответствует конкретному моменту состояния природы.
Работа строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Сначала обучаем детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, формируем умение правильно ориентироваться на его плоскости; направляем внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе.
С помощью вопросов организуем и направляем ход рассуждений детей, подводим
их к выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. В данном случае вопросы при обсуждении календаря рассматриваются как средство становления и активизации логического мышления детей.
(12) На слайде представлены методы и приёмы, используемые нами при организации самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
(13) Для поддержания интереса детей к экспериментальной деятельности используем различные способы. Это реальные события (яркие природные явления- гром, молния, град, снегопад, радуга и др, общественные события); события, специально "смоделированные " воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. Стимулом к исследованию служили и события, происходящие в жизни группы, "заразившие" большую часть детей и приведшие к довольно устойчивым интересам.
При этом мы стараемся не забывать об особенностях организации экспериментирования, заключающихся в непродолжительности по времени эксперимента, в учёте индивидуальных различий детей, их возрастных особенностей.
(14) Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству. Поэтому формы взаимодействия с ними представлены на слайде.
(15) В заключение хотелось бы сказать, что работа по организации исследовательской деятельности детей интересная, насыщенная и очень продуктивная. Она является отличным средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.